Хоть я и в отпуске, в глухой деревне, благодать, но о своих обязанностях не забываю. Очередная статья моего Батюшки. Читайте. Осмысливайте.
Помазанник Божий.
Предисловие.
В работе «Гений и злодейство»1 были показаны плоды деятельности первого русского ца-ря, Иоанна Васильевича Грозного по созданию суверенного Московского Царства, по сути Империи. Поскольку появление мощной державы не могло вызвать радости у европейских государств, то недоброжелательность европейцев к личности её создателя вполне закономер-на. Однако во времена царствования Иоанна IV Васильевича цивилизованной Европе значи-тельно сильнее угрожало другое мощное государство – Турецкая империя, держава не только агрессивная, но и иноверная. Однако такой ненависти как к Московскому Царству и его соз-дателю, ни турецкие султаны, ни созданная ими держава у цивилизованного запада почему-то не вызывает.
Ненависть к первому русскому царю может сравниться только с ненавистью к созданному им Царству, которая со временем не только не утихает, но и разгорается все сильнее, хотя и Царства-то этого уже нет.
Чтобы понять причины такой устойчивой ненависти необходимо сначала рассмотреть ис-торическую ситуацию, предшествующую венчанию на Царство Иоанна Васильевича, причем рассмотреть с Православной позиции.
Итак …
Близ при дверях и русское Царство.
В 1453 году турки взяли Константинополь и положили конец Восточной римской импе-рии, Второму Риму, император которой подписал унию с Римом латинским.
С этого момента, на земле не осталось ни одного суверенного государства, в котором бы сохранялась Истинная Вера – Православие. Римский престол отпал в ересь. Территории ос-тальных древних патриархатов, весь Балканский полуостров, а также Сербия и Болгария ока-зались в составе магометанской Османской империи. Чехия, где проповедовали Святые Ки-рилл и Мефодий, вошла в состав Западной Римской империи и была окатоличена. В 1387 году в Великом княжестве Литовском, куда входили русские, украинские и белорусские земли, в том числе города Киев, Чернигов, Минск, Витебск, Смоленск, Полоцк, Вязьма, было офици-ально введено католичество. Московская Русь входила в состав Золотой орды. И хотя в во-просы веры Золотая орда не вмешивалась, и русский народ мог беспрепятственно исповеды-вать Истинную Веру, а Московские князья имели возможность оказывать помощь своим еди-новерцам за рубежом, суверенной державой она не являлась.
Таким образом, оснований для эсхатологических настроений у Православных христиан было более чем достаточно, но только население Великого княжества Московского приняло вызов «князя мира сего». Однако чтобы принять такой вызов и выйти из поединка победите-лем, необходимо было предварительно стяжать незаурядный «запас» Святости, «запас» Бла-годати Духа Святаго. И эта духовная работа была проделана Русским народом как раз в тот период, когда он находился под властью Золотой Ордой. «XIV - XV века – пишет В.В. Кожи-нов – это, как давно уяснено, время расцвета Святости; именно в эту пору родился образ-понятие "Святая Русь". Простой перечень тогдашних творцов высокого и труднейшего подви-га, причисленных — кто раньше, кто позже, — к лику святых, занял бы несколько страниц.
В сущности, каждый из них видел своего прямого наставника или вдохновителя в вели-чайшем русском святом — богоносном Сергии Радонежском. Это и его непосредственные ученики и сподвижники (действовавшие в эпоху Куликовской победы), — такие, как Кирилл Белозерский, Дмитрий Прилуцкий (он создал достославный монастырь вблизи Вологды), Па-вел Обнорский (обитель на реке Обноре в округе Костромы), Савва Звенигородский, Фера-понт Белозерский, Авраамий Чухломский, Сергий Нуромский и многие другие. Это и более поздние подвижники — Зосима и Савватий Соловецкие, Пафнутий Боровский, Дионисий Глушицкий, Александр Ошевенский и т. д.»2.
Духовный подвиг этих богатырей Духа Святаго и позволил Великому княжеству Москов-скому в конечном итоге стать преемником Второго Рима. Продолжая свою мысль, В.В. Кожи-нов пишет: «Гибель Византийской империи и породила знаменитую идею "Третьего Рима", который являла собой Москва (важно иметь в виду, что под "Первым Римом" понималась во-все не языческая Римская империя античной эпохи, а христианская община в Риме первых ве-ков нашей эры, связанная главным образом с именем Христова апостола Петра) Представле-ние о Москве как о Третьей (и последней!) подлинно христианской державе начало склады-ваться уже вскоре после падения Константинополя, но окончательное выражение получило позднее, в 1520-х годах, в сочинениях псковского монаха Филофея»3.
Да по-другому и не могло быть, ведь те в ком «изобразился Христос» (Гал. 4.19) идут по Его стопам, и как Он пришел в мир, чтобы спасти людей от смерти и диавола, так же и воины Христовы Святой Руси ставят перед собой эту цель. Эту черту русских людей Вальтер Шу-барт подметил даже в XX веке. Он в частности писал: «В национальной идее выражается не то, чем нация хочет быть для себя, а то, чем она хочет стать для мира. Она основана на уве-ренности народа в том, что он не заменим для всемирного целого. Народ же, который живет только для себя, или из любви к себе пытается властвовать над другими, обладает националь-ной алчностью, но не национальной идеей. Истинная национальная идея предполагает мысль обо всем человечестве и является производной от этого. … Русский в этом отношении отли-чается от европейцев. Его национальной идеей является спасение всего человечества»4.
Выражая такое представление своих предшественников о Москве, старец Филофей писал Великому князю Иоанну III: «Иже от вышняя и от всемощная вся содержащая Десница Бо-жия, Имже царии царствуют и Имже велиции величаются и сильнии пишут правду (Вы-деление мое – авт.), тебе, пресветлейшему и высокостольнейшему государю великому князю православному, христианскому царю и владыке всех …
Стараго убо Рима Церкви падеся неверием и Аполлинариевой ересью. Второго же Рима Константинова града Церкви агаряне внуци секирами, оскордами разсекоша двери.
Сии же ныне Третьяго Новаго Рима державнаго твоего царствия Святая Соборная Апо-стольская Церковь, иже в концах вселенныя в православной христианской веры во всей под-небесной паче солнца светится.
И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христиан-ской веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной христианский царь... вся христианская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третий сто-ит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство иным не достанется»5.
При этом учитывая, что главным условием сохранения Третьего Рима является благочес-тие народа, то основная мысль посланий сводится к следующему. «Если русские люди не убе-регут переданного Божественным Промыслом им на сохранение Православия, то Третий Рим – Москва – тоже падет. Но последствия этого будут совсем гибельны, так как у ветхого Рима был наследник – новый Рим – Константинополь, у того приемником стала Москва, она же не будет иметь наследников, так как Четвертому Риму не быть. Если погибнет Москва как носи-тель праведной веры, то погибнет Православие в мире и русские люди уже одни будут неиз-бывно виноваты в этой гибели»6.
Подводя итоги всему сказанному можно следующим образом сформулировать мироощу-щение Святой Руси: «Для предотвращения прихода антихриста необходимо создать суверен-ное Царство которое бы в симфонии с Церковью обеспечило благочестие народа и стало оп-лотом Православия во всем мире».
Вполне естественно, что «князь мира сего» прекрасно понимал, что единственным пре-пятствием воцарению его ставленника-антихриста является Святая Русь, и устранить это пре-пятствие, можно только отвратив Её от истинной веры – Православия, путем насаждения в народе различных ересей. И свой первый удар «человекоубийца искони» (Иоан. 8.44) наносит в 1470-м году. Святой преподобный Иосиф Волоцкий так и характеризует посланца приехав-шего из Киева в Новгород: «В то время жил в Киеве жид по имени Схария, и был он орудием диавола (выделение мое – авт.) – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародей-ству и чернокнижию, звездочетству и астрологии»7. Сей Схария приехал в Новгород в 1470 году вместе с князем Михаилом, о начале его деятельности преподобный пишет: «Жид прель-стил сначала попа Дениса и соблазнил его в жидовство; Денис же привел к нему протопопа Алексия… Потом прибыли из Литвы и другие жиды – Иосиф Шмойло-Скаравей, Мосей Ха-нуш»8.
Естественно, что внедрение такой ереси, или лучше сказать сатанизма, требовало осто-рожности и, следовательно, длительного времени, да и успех внедрения не был гарантирован. А потому враг рода человеческого пытается нанести другой удар, руками тех чьи «души пле-нены от диавола», как писал старец Филофей (т.е. руками латинян), подчинив Великое княже-ство Московское и русскую митрополию римскому первосвященнику9. «После падения Ви-зантии брат павшего на ее стенах императора Константина, Фома Палеолог, нашел с семейст-вом убежище в Риме; после него осталось здесь двое сыновей и дочь София; эту-то дочь папа Павел II через известного кардинала Виссариона, одного из греческих митрополитов, подпи-савших Флорентийское соединение, и предложил в супружество московскому великому кня-зю, без сомнения желая воспользоваться случаем завязать сношения с Москвою и утвердить здесь свою власть посредством Софии, которую по самому воспитанию ее не мог подозревать в отчуждении от католицизма. В феврале 1469 года грек Юрий приехал к великому князю с письмом от Виссариона, в котором кардинал предлагал Иоанну руку греческой царевны, отка-завшей будто бы из преданности к отцовской вере двум женихам — королю французскому и герцогу медиоланскому»10.
«Тое же зимы князь велики, обмыслив с отцем своим митрополитом, и з материю своею …, и з братиею и з бояры своими, и послаша Фрязина в Рим по царевну Софию, генваря 16, с грамотами и посолством к папе да и к гардиналу Висариону»11.
«Того же лета, месяца маиа в 23 день, Иван Фрязин прииде в Рим к папе Систюсю и к гар-диналу Висариону, и бысть честь велика Фрязину и сущим с ним от папы … и дары велики. … Месяца же иуниа 24 отпустиша царевну Софью из Рима за великого князя, а с нею послали послом от папы легатос Антоний, а с ним многи Римляне; … мнози же и ини Греци поидоша с нею, служаше ей»12.
«Вступив на Русскую землю, будущая великая княгиня сразу показала себя строгой рев-нительницей Православия: она тотчас же подошла к благословению священников, а затем прямо отправилась со спутниками в Троицкий Собор; вошел с ней туда и кардинал Антоний, "не по нашему обычаю одетый – весь в красное" - говорит летописец, "в перчатках, которых нигде не снимает, и благословляет в них", и несут перед ним распятие литое, высоко взоткну-тое на древке, к иконам не подходит и не крестится; в Троицком Соборе приложился только к Пречистой, и то по приказанию царевны»13.
Когда посольство подходило к Москве, Великому князю доложили, что перед папским ле-гатом, сопровождавшим Софью «латинский крыж несут». Он собрал совет, можно ли допус-тить такое шествие по Москве. Мнения советников разделились. Тогда Иоанн Васильевич по-слал спросить митрополита Филиппа. Владыка ответил: «не мощно тому быти кое в град сей ему внити, но ни приближитися ему; аще ли же тако учинишь, почтити его хотя, но он в врата граду, а аз, богомолец твой, другими враты из града; не достоит бо нам того слышати, не ток-мо видети, понеже бо возлюбив и похвалив чюжую веру, той всей своей поругался есть»14.
«Тогда великий князь послал боярина отобрать у легата крест и спрятать его в санях; Ан-тоний сначала было воспротивился, но потом скоро уступил. … 12 ноября 1472 года въехала София в Москву и в тот же день обвенчана была с Иоанном, а на другой день легат правил по-сольство и поднес дары от папы»15.
«Он сейчас же поднял вопрос о соединении церквей на основе Флорентийского собора; но митрополит выставил против него на спор Русского книжника Никиту Поповича, который своими вопросами и ответами поставил папского посла в полный тупик; кардинал не нашелся что отвечать и поспешил кончить спор, с досадой промолвивши: "нет книг со мной". Таким образом, папская попытка привлечь Русскую Церковь к латинству, при посредстве брака Ио-анна III с царевной Софией, сразу окончилась полной неудачей: София оказалась преданной Православию, а папский кардинал был посрамлен в споре с нашим книжником Никитою По-повичем»16.
Таким образом, усилия «князя мира сего» совратить Святую Русь в унию успехом не увенчались. Более того, царевна Софья, став Великой княгиней, всячески способствовала соз-данию того Царства, которое начал создавать Русский народ и Русская Церковь, и которое в будущем станет оплотом Православия.
«Современники заметили, что Иоанн после брака на племяннице императора византий-ского явился грозным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил название Грозного потому, что явился для князей и дружины монархом, требующим беспре-кословного повиновения и строго карающим за ослушание, возвысился до царственной недо-сягаемой высоты, перед которою боярин, князь, потомок Рюрика и Гедимина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных; по первому мановению Гроз-ного Иоанна головы крамольных князей и бояр лежали на плахе. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии, и мы не имеем никакого права отвергать их свидетельство. Князь Курбский (изменник, нарушевший крестное целование – авт.), за-щитник старины, старых прав княжеских и боярских, говорит, что перемена в поведении кня-зей московских произошла от внушения жен иноплеменных. Нет преступления, в котором бы ожесточенный потомок князей ярославских не обвинил Иоанна III и Софию»17.
«Нет сомнения, что прибывшие с Софией … греки также во многом способствовали уста-новлению взглядов на сущность верховной власти в Государстве. Первым видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие Государственным гербом дву-главого орла, бывшего гербом Греческих царей. Со времени брака Иоанна с Софией Фоми-ничной, двуглавый орел вместе с всадником, поражающим копьем змея, делается навсегда нашим Государственным гербом, причем всадник изображает как Святого Георгия, так также и Государя, поражающего своим копьем всех врагов Отечества и всякое противогосударст-венное зло»18.
Однако Великое княжество Московское все еще находилось под властью Орды. Хотя Золо-тая Орда к тому времени распалась, но её «правопреемником» объявила себя Большая Орда, во главе которой стоял хан Ахмат, и для создания Православного Царства требовалось офи-циально обрести независимость. И деятельное участие в этом, вместе с Русской Церковью приняла Великая княгиня, «… летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внуше-ниям Софии Иоанн окончательно разорвал с Ордою»19.
В 1480 году хан Ахмат стал требовать от Иоанна III дани, Великий князь отказал, и хан собрав большое войско двинулся к Москве. Воскресенская летопись сообщает что князь «слушающе злых человек сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей хрестианских, а норовников бесерменских, иже глаголют: "побежи, не можеши с ними стати на бой"; сам бо диавол той усты глаголаше»20.
«Митрополит (же) с Ростовским архиепископом Вассианом Рыло и вообще со всем духо-венством более всех старался противодействовать этим малодушным советам и возбудить ве-ликого князя на борьбу с татарами, чувствуя, что настал решительный час свергнуть поносное иго с отечества. Иоанн поспешил отправить свои полки навстречу врагу и, расположив их где считал нужным, сам возвратился в Москву. Здесь подумали, что он бежал; поднялся общий ропот, а Вассиан, встречая Иоанна в Кремле вместе с митрополитом, осмелился прямо назвать князя беглецом и прибавил: "Вся кровь христиан падет на тебя за то, что ты, выдав их, бе-жишь прочь, не сразившись с татарами. И чего боишься смерти? Не бессмертный ты человек, а смертный. Дай войско в мои руки — увидишь, уклоню ли я, старик, лицо свое пред татара-ми". … Когда разъяснилось, что Иоанн Васильевич вовсе не бежал, а приехал в Москву толь-ко помолиться угодникам Божиим и посоветоваться с митрополитом, своею матерью, своим духовным отцом Вассианом и с боярами и чрез две недели собрался снова отправиться к вой-ску, тогда митрополит напутствовал князя следующими словами: "Бог да сохранит царство твое силою Своего Честного Креста и даст тебе победу на врагов молитвами Пречистой Бого-родицы и всех святых. Только мужайся и крепись, сыне духовный, как добрый воин Христов. Господь сказал: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, а наемник, видя волка гряду-щего, оставляет овец и убегает... Ты, государь, не как наемник, но как истинный пастырь по-тщись избавить врученное тебе словесное стадо Христовых овец от грядущего ныне волка. А Господь Бог укрепит тебя и поможет тебе и всему твоему христолюбивому воинству". Все ду-ховенство сказало вместе при этом: "Аминь". Иоанн (3 октября) отправился к войску … Но вдруг в Москву донеслась весть, что великий князь снова поддался влиянию своих недобрых советников и с унижением посылал просить мира у Ахмата. Это вызвало со стороны духовен-ства два послания к Иоанну. Одно отправлено было владыкою Вассианом, который как ду-ховник князя считал себя вправе объясняться пред ним со всею смелостию. "… Что же мы слышим? Ахмат приближается и губит христианство, похваляется на тебя и на твое отечество, а ты смиряешься, просишь о мире, посылаешь к нему, когда он дышит гневом и не слушает твоей мольбы. Не унывай, но возверзи на Господа печаль твою, и Той тя пропитает. Дошло до слуха нашего, что прежние твои развратники не перестают шептать тебе на ухо льстивые слова, советуют не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение волкам словесное стадо Христовых овец. Молюсь твоей державе, не слушай их советов! Что они со-ветуют тебе, эти льстецы лжеименитые, которые думают, будто они христиане? Советуют бросить щиты и, не сопротивляясь нимало окаянным этим сыроядцам, предать христианство, свое отечество и, подобно беглецам, скитаться по чужим странам. Помысли, великомудрый государь, от какой славы в какое бесчестие сведут они твое величество, когда народ тьмами погибнет, а церкви Божии разорятся и осквернятся. Кто каменносердечный не всплачется об этой погибели? Убойся же и ты, пастырь! Не от твоих ли рук взыщет Бог эту кровь? Не слу-шай, государь, этих людей, хотящих честь твою преложить в бесчестие и славу твою в бессла-вие, хотящих, чтобы ты сделался беглецом и назывался предателем христианским; выйди на-встречу безбожному языку агарянскому, поревнуй прародителям твоим великим князьям. … Но, может быть, ты опять скажешь, что мы находимся под клятвою прародительскою не под-нимать рук на хана, то послушай: если клятва дана по нужде, то нам повелено разрешать от нее, и мы прощаем, разрешаем, благословляем тебя идти на Ахмата не как на царя, но как на разбойника, хищника, богоборца. … Бог попустил на прародителей твоих и на всю землю на-шу окаянного Батыя, который разбойнически попленил всю землю нашу, и поработил, и во-царился над нами … Тогда мы прогневали Бога, и Он на нас разгневался как чадолюбивый Отец, а теперь, государь, если каешься от всего сердца и прибегаешь под крепкую руку Его, то помилует нас милосердый Господь и не только освободит нас от новых измаильтян и их царя Ахмата, но нам поработит их. Потому и мы от чистой веры день и ночь молим Бога о твоей благочестивой державе, да будут покорены враги ваши под ноги ваши". Второе посла-ние написал к великому князю митрополит, но не от себя только, а от лица всех епископов, всего духовенства и говорил между прочим: "Мы все благословляем тебя, великого государя русских земель, и молим Господа Бога и Пречистую Богоматерь о тебе, и о твоем сыне, и о твоих братьях, и о всех ваших князьях, боярах, воеводах и христолюбивом воинстве, да под-крепит Он вас постоять мужественно за святые церкви Русской земли и за нашу чистую пра-вославную веру и да пошлет вам на помощь воеводу небесных сил архистратига Михаила. И надеемся, что Он покорит супостатов под ноги ваши молитвами великих святителей и чудо-творцев Петра, Алексия и Леонтия, и преподобных Сергия, Варлаама и Кирилла, и сродника вашего святого старца Александра Невского... А если кому из ополчения вашего случится быть убитым на той брани за святые церкви и за людей православных, тот восприимет второе крещение мученическое, и своею кровию омоет душу свою от грехов, и удостоится от пра-ведного Судии Небесного Царствия и блаженства с мучениками... " Должно, однако ж, ска-зать, что это послание если и отправлено было к Иоанну, то им получено уже по окончании брани, ибо оно писано в Москве от 13 ноября, а Ахмат бежал с своею ордою еще 11 ноября»21.
Итак, Великое княжество Московское стало суверенной державой не только фактически, но и юридически.
В то же время представляется очевидным, что под «богатыми и брюхатыми» летопись имела ввиду тех представителей княжеских родов, которые противились созданию Право-славного Царства и ненавидели Великую княгиню Софью, отстаивая свои вотчинные права. С. М Соловьев пишет «что в два предшествовавших княжения, Василия Дмитриевича и Васи-лия Темного, вступили в службу великих князей московских многие князья, Рюриковичи и Гедиминовичи, которые сохраняли на службе первенствующее положение, именуясь прежде бояр; таким образом, старые московские боярские роды были оттеснены от первых мест кня-жескими родами. При Василии Темном три из последних занимали самое видное место: Пат-рикеевы, Ряполовские и Оболенские; то же значение сохраняют две первые фамилии и в кня-жение Иоанна III; к ним с самого начала присоединяется еще княжеская фамилия Холмских, тверских удельных, вступивших в службу московскую»22.
Естественно, что эти гордые потомки Рюрика не могли смириться с властью самодержав-ного царя. Однако подходящего случая ждать пришлось довольно долго.
26 марта 1479 года у Софии родился первый сын Василий, а в 1490 году старший сын Ио-аннов, великий князь Иоанн Молодой (которого Иоанн III объявил Великим князем и сделал своим соправителем) умер 32-х лет. «Богатые и брюхатые» недовольные централизацией вла-сти распустили слух, что Иоанн III и София, отравили Иоанна Молодого. Но последний оста-вил малолетнего сына Димитрия от брака своего на Елене, дочери Стефана, господаря мол-давского, и потому теперь возникал вопрос, кому наследовать великое княжение — сыну или внуку.
С одной стороны внук не мог получить великого княжения «не по отчине». Но отец Ди-митрия, Иоанн, был при жизни своего отца уже великим князем, равным отцу, и потому преждевременная смерть Иоанна Молодого не лишала его сына прав на Великое княжение и Иоанн III должен был отдать преимущество внуку Димитрию перед сыном Василием. Но Ва-силий имел за собой также важные преимущества: он был сын Софии Палеолог, от царского корня. Ему, а уже никак не Димитрию принадлежал герб Римской империи.
Двор разделился на две части. С.М. Соловьев пишет: «Если князья и бояре и по смерти Софии дурно отзывались о ней, представляли ее виновницею перемены, перемены к худшему, по их мнению, то ясно, что они не могли быть расположены к ней при жизни ее и потому под-держивали Елену, вдову Иоанна Молодого, и сына ее Димитрия; на стороне же Софии и сына ее Василия мы видим только детей боярских и дьяков»23.
Здесь особый интерес представляет так сказать граница «раскола»: за Елену и Димитрия выступают все те же «богатые и брюхатые», а на стороне Великокняжеской четы – служилые люди. Однако у Елены и Димитрия была еще одна группа приверженцев. Как мы помним, в 1470 году в Новгород была завезена ересь жидовствующих. Первое время она распространя-лась в Новгородской земле, но в 1480 году Великий князь посетил Новгород и взял в Москву первых учеников Схарии. «Кто без слез сможет поведать, что натворили эти скверные псы со своими подручными? - пишет Преподобный Иосиф - Сразу по приезде в Москву … они не смели выказать что-либо неподобающее, но таились, как змеи в норе: на людях представля-лись святыми и кроткими, праведными и воздержными, но тайно сеяли семена беззакония и погубили многие души, совратив их в жидовство, так что некоторые отпали от Церкви и обре-зались в жидовскую веру; и среди них Ивашка Черный, черный как именем, так и делами, и Игнат Зубов, соучастник его. В 6993 году (12 декабря 1484г) во архиепископы Великого Нов-города и Пскова был поставлен преосвященный Геннадий: как свеча на подсвечнике был он поставлен Божиим судом. Словно лев, бросился он на злодеев-еретиков, выпрыгнув из чащи Священного Писания, с высоких и прекрасных гор пророческих и апостольских учений, и своими когтями разорвал их скверные утробы, напоенные ядом жидовства, своими клыками растерзал и сокрушил их, разбивая о камень. Еретики обратились в бегство и прибыли в Мо-скву, где уже имели готовую помощь себе - Алексея протопопа и Дениса попа, которые успе-ли многих прельстить и поставить на службу своей беззаконной жидовской вере. Среди мона-хов они прельстили окаянного Зосиму - назову его не архимандритом, но осквернителем, ра-дующимся калу идолослужения, наподобие первого еретика Зосимы Черного. Потом они при-влекли в свою ересь монаха Захара, потом Федора Курицына из двора великого князя, безме-стных дьяков Истому и Сверчка, из купцов же - Семена Кленова. А Федор Курицын, Истома, Сверчок и Семен Кленов многих других научили жидовствовать. В то время протопоп Алек-сей и Федор Курицын имели такое влияние на великого князя, как никто другой. Они занима-лись, астрологией, чародейством и чернокнижием и другими ложными учениями. Из-за этого к ним многие присоединились и погрязли в глубине отступничества. Так пришел на землю прескверный сатана - и нашел у многих землю сердечную возделанной и умягченной житей-скими удовольствиями, тщеславием, сребролюбием, сластолюбием, неправдой, и посеял свои гнусные плевелы …»24.
Из этих лиц «известен более других Феодор Курицын, дьяк Великого князя, бывший не раз в литве, посланный послом в Волошскую землю, по поводу брака Великого князя Ивана млодого с Еленою… Зять протопопа Алексея, Новгородский еретик Иван Максимов был тут же среди еретиков и ему то довелось склонить к ереси вдову Елену Стефановну, невестку Ве-ликого князя. Кружек собирался ни у кого другого, как у Курицына. Еретики толковали меж-ду собой о вере и по выражению современника поучались на Православных. Влиятельный дьяк Курицын, а с ним и другие достигли того, что приемником Геронтия (московского ми-трополита почившего в начале 1489 года – авт.) был избран человек из их среды. В сентябре 1490 поставлен был на митрополию архимандрит Симоновский Зосима»25. Подводя итог вы-шесказанному приведем мысли митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Организация еретического общества сохранялась в тайне… И что самое странное, привер-женцам ереси предписывалось "держать жидовство тайно, явно же христианство". Именно показное благочестие стало причиной возвышения многих из них. Таким образом, внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей – светский и духов-ный, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. Проще сказать, целью еретиков в области политической являлся захват власти. И они этого едва не преуспели»26.
Таким образом, кроме «богатых и брюхатых» на стороне Елены и Димитрия оказались жидовствующие еретики во главе с митрополитом, а на стороне Софии и Василия кроме слу-жилых детей боярских и служилых дьяков – Православный народ во главе со Святителем Геннадием и преподобным Иосифом. Открытая борьба между ними началась в 1497 году.
С.М. Соловьев пишет: «Дьяк Федор Стромилов известил Василия, что отец хочет пожало-вать великим княжением внука Димитрия, и вместе с Афанасьем Ярепкиным, Поярком, Руно-вым братом, и другими детьми боярскими начал советовать молодому князю выехать из Мо-сквы, захватить казну в Вологде и на Белоозере и погубить Димитрия; главные заговорщики набрали себе и других соумышленников, привели их тайно к крестному целованию. Но заго-вор был открыт в декабре 1497 года; Иоанн велел держать сына на его же дворе под стражею, а приверженцев его велел казнить; шестерых казнили на Москве-реке: Яропкину отсекли ру-ки, ноги и голову, Пояркову — руки и голову; двум дьякам — Стромилову и Гусеву — да двум детям боярским — князю Палецкему-Хрулю и Щеню-Стравину — отсекли головы, мно-гих других детей боярских пометали в тюрьмы. В то же время рассердился великий князь и на жену свою, великую княгиню Софию, за то, что к ней приходили ворожеи с зельем; этих ли-хих баб обыскали и утопили в Москве-реке ночью, после чего Иоанн стал остерегаться же-ны»27.
Что касается самого факта заговора со стороны Софии, то он вызывает большие сомнения, ибо София, византийская царевна, воспитанная при папском дворе, имевшая большое влияние на мужа, построила бы интригу совершенно иначе. А уж обращение её к «лихим бабам», и во-все не в какие ворота не лезет, хотя бы в силу её представлений о собственном царском дос-тоинстве. Все это больше похоже на происки княжат и жидовствующих. Воскресенская лето-пись так и сообщает: «В лето 7006 (т.е. 1498 г). По диавольскому наваждению, лихих людей совету восполеся князь великы Иван Васильевич на сына своего князя Василия да на жену свою на великую княгиню Софью, да в той вспалке велел казнить детей боярских: Володиме-ра Елизарева сына Гусева, да князя Ивана Палецкого Хруля, да Поярка Рунова брата, да Ща-вина Скрябина сына Травина, да Феодора Стромилова диака введенного, да Онуфрия Яроп-кина; казниша их на леду, головы им ссекоша декабря 27»28.
Так что «боевые» действия начали как раз сторонники Елены. И они своего достигли. «Тое же зимы, февраля 4, в неделю, князь велики Иван Васильевич всеа Русии благословил и посадил на великое княжение … внука своего, князя Димитрия Ивановича»29. А «бояре, не любившие Софию за принесение новых понятий, пользуются, однако, ими и называют Ди-митрия-внука боговенчанным в укор Василию»30. То есть княжеская олигархия и еретики сде-лали своего человека Великим князем и соправителем Иоанна III. Осталось только ликвиди-ровать старого Великого князя и цель достигнута.
Однако вскрылась какая-то крамола и «В лето 7007 (1499). Велел князь велики поимати бояр своих, князя Ивана Юрьевича з детьми да князя Семена Ивановича Ряполовского, и ве-лел казнити князя Семена, голову ему ссекоша на Мосве реце; а князя Ивана Юрьевича пожа-ловал от казни, отпустил его в чернеци к Троице; а сына его князя Василия Ивановича Криво-го отпустил в монастырь в Кириллов на Белоозеро»31. «В чем состояла крамола бояр неиз-вестно; но несомненно одно, что эта крамола была важная; при том она находилась в связи с действиями Елены против Софии и бояре были наказаны за высокоумничание, то есть за са-мовольные действия против распоряжений князя»32.
Характерно, что после этого Великий князь снимает опалу с Софии и Василия, но Димит-рий остается Великим князем. То есть Иоанн Васильевич не связывает клевету на свою жену и сына с Еленой и Димитрием, и только через 3 года, 11 апреля 1502 года он заключил по-следних в темницу, приказав не поминать более Димитрия Великим князем. Стоит так же от-метить, что 7 апреля скончалась Великая княгиня София, а 14 апреля 1502 г. Иоанн Василье-вич посадил на Великое княжение всея Руси по благословению митрополита Симона своего сына Василия.
По всей видимости, с падением Елены и Димитрия в опалу попал и Феодор Курицын, а это в свою очередь привело к торжеству Истины, к победе Святых Геннадия и Иосифа со служилыми детьми боярскими и царскими дьяками. Это подтверждается тем, что летом 1503 года был созван собор, осудивший ересь, на котором присутствовал преподобный Иосиф Во-лоцкий, а так же тем, что Великий князь Иоанн Васильевич просил прощения у митрополита и преподобного Иосифа за свое попустительство ереси.
В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич отошел ко господу, но его дело продол-жил Василий III Иоанович.
Папа римский и император Западной римской империи Максимилиан неоднократно пред-лагали Великому князю Василию принять на себя титул императора Восточной римской им-перии, имея ввиду империю Византийскую, указывая, что по брачному праву он является за-конным наследником Византийских базилевсов и заключив унию с папой принять участие в крестовом походе против Османской империи. В частности «в 1519 году папский престол призывал Василия III "за свою отчину Константинопольскую стояти" и выступить "для обще-го христианского добра против турка, кой держит наследие царя всея Руси". Однако все эти дипломатические шаги не дали никакого результата»33. Русские Великие князья и цари, при-нимая от Византии на свои плечи роль удерживающего, отнюдь не собирались менять Третий Рим на Второй. Княжеская оппозиция в это время то же не имела возможности открыто вы-ступать против Великого князя. Однако у него не было потомства. «Великий князь решил дать ей (своей жене – авт.) развод. Сторонниками этого решения был митрополит Даниил … и большинство бояр; но были и противники, в том числе князь Семен Курбский (дед изменника Андрея Курбского – авт.) и бывший князь – Василий Косой Патрикеев, в иночестве Вассиан. … Получив развод – Василий, в начале 1526 года, женился на дочери князя Василия Львовича Глинского … княжне Елене Васильевне»34. 25 августа 1530 года Елена родила первого сына, Иоанна, потом через год и несколько месяцев – Георгия. А в сентябре 1533 года Великий князь Василий заболел и 3 декабря отошел ко Господу приняв иноческий образ с именем Вар-лаам. Перед смертью он оставил своим наследником на Великое княжение трехлетнего сына Иоанна, а до его совершеннолетия управление государством легло на плечи Великой княгини Елены. Возникшие было смуты, на которые рассчитывали за границей были быстро устране-ны. Главой московского правительства в конечном итоге стал лучший воевода того времени князь Иоанн Овчина-Телепнев-Оболенский. Но заграницей рассчитывали на эти смуты. Крымский хан Саип, устранив соперников, требовал дани и предъявлял права на Казанское ханство. Летом 1534 года начал военные действия польский король Казимир. Однако осенью того же года получил достойный отпор. Московские полки под руководством князя Иоанна Овчины опустошили литовские земли, не дойдя всего 40-50 километров до Вильно. На другой год Казимир снова направил войска на Московское княжество, московские полки снова отве-тили достойно. Казимир запросил мира35. С Крымом положение было более тяжелое, но и здесь удалось достичь мира с минимальными потерями. Кроме того, был заключен мирный договор со Швецией. Однако, не надеясь на договора, Елена строила новые города с крепо-стями и укрепляла крепости в старых городах. Так на западе были построены крепости Себеж и Заволочье в Ржевском и Велиж в Торопецком уездах; Стародуб и Почеп, сожженные литов-цами были возобновлены. На восточных рубежах были поставлены города в Мещере, в Кост-ромском уезде поставлен Буйгород, Устюг и другие. Была проведена реконструкция укрепле-ний во Владимире, Твери, Ярославле, Вологде, Новгороде Великом, Перми и других городах. Кроме того, Елена провела денежную реформу, изъяв из оборота порченые деньги. На старых деньгах изображался Великий князь с мечем в руке, а на новых с копьем, и деньги стали на-зываться копейными (копейками)36. Естественно, что для всех этих мероприятий требовались деньги, и Елена вынудила бояр участвовать в строительстве крепостей. Что вызывало новое недовольство княжеской олигархии.
Таким образом «все правление было положено на Великой княгине Елене; видим также, кто был главным её советником: желая мира, литовский гетман Радзивил отправил послов к боярину конюшему, князю Овчине-Телепневу-Оболенскому; гонец казанский, желая отпра-вить татарина домой, бил челом тому же боярину, чтоб печаловаться об этом Великому князю и его матери. После опалы Глинского, Бельского и Воронцова у Оболенского не было явных врагов и соперников; но могли ли равнодушно сносить первенствующее положение Оболен-ского люди, считавшие за собой более прав на такое положение? Пока жива была Елена, пе-ремены нельзя было ожидать. 3 апреля 1538 года Елена умерла. Герберштейн говорит утвер-дительно, что её отравили»37.
Сегодня факт отравления Великой княгини Елены подтвержден проведенной экспертизой, содержание мышьяка в её останках превышает норму в 10 раз38.
Помазанник Божий.
Таким образом, вплоть до убийства Великой княгини Елены Московское государство уве-ренно шло к цели поставленной перед ним Господом. Результаты правления княжеской оли-гархии между смертью Великой княгини Елены и вступлением на престол Иоанна IV Василь-евича приведены в работе (1). Но что бы понять их внутреннюю сущность обратимся к фак-там.
«В седьмой день по кончине Елены схвачены были конюший – боярин князь Овчина-Телепнев-Оболенский и сестра его Аграфена, мамка Великого князя, по совету Василия Шуй-ского, брата его Ивана и других. Оболенский умер в заключение от недостатка пищи и тяже-сти оков; сестру его сослали в Каргополь и постригли. … Знатные враги Шуйских подверг-лись только заключению или ссылке, зато горькая участь постигла дьяка Мишурина. Мы ви-дели этого дьяка в числе самых приближенных людей к Великому князю Василию; … Шуй-ские захватили Мишулина на своем дворе, велели княжатам, боярским детям и дворянам ободрать его, нагого велели положить на плаху и отрубить голову у тюрем»39. В 1539 году Шуйские низложили митрополита Даниила, на его место был избран Троицкий игумен Иосаф. Однако он так же оказался человеком независимым и не захотел поддерживать Шуйских, а взял сторону малолетнего Великого князя, добившись так же освобождения князя Ивана Бельского, заточенного Шуйскими. Составилось новое правительство. «Но – как свидетельст-вует житие преподобного Максима Грека - это правительство в 1542 году было насильственно низвергнуто происками Шуйских, стремление которых к власти не имело границ. Собрав не-сколько сотен мятежных воинов, младший Шуйский в ночь на 4-е Января 1542 года напал на Бельского, схватил его и отправил в Кириллов монастырь, где он, по приказанию Шуйских, и был задушен. В то же время мятежники окружили дом Митрополита в Чудовом монастыре, и стали бросать камнями в окна. Встревоженный таким внезапным нападением, старец-Святитель удалился во дворец Князя; но мятежники бросились за ним туда, разбудили и пере-пугали молодого Государя. Чтобы не подвергать его опасности, Митрополит направился на Троицкое подворье. Туда за ним ринулась и толпа, готовая растерзать его, и только слезная мольба игумена подворья спасла его от смерти. Его схватили и отправили в тот же Кириллов монастырь, откуда, однако, через несколько времени ему дозволено было возвратиться в оби-тель преп. Сергия, где он и пробыл до конца своей жизни.
Своеволие и всякого рода насилия бояр-правителей в это время не имело никаких границ; даже рабы их сделались владыками России и не менее господей своих угнетали народ. Не бы-ло ни суда, ни расправы, никто не был уверен в собственности и личной безопасности. Это горестное состояние России так описывает летописец: "Тогда (т. е. по смерти Василия Иоан-новича) князем и боярам, и вельможам, и судиям градским, самоволием объятым, и в без-страшии живущим, и неправосудящим, но по мзде, и насильствующим людем и никогоже боящимся, понеже бо великий князь бе юн, и ниже страха имущим и небрегущим от сопостат российския земли, тамо бо языцы погании христиан губяху и воеваху, зде же бояре и воеводы мздами и налогами и великими продажами христиан губяху. Такожде и обычные дворяне и дети боярские и рабы их творяху, на господей своих зряще. Тогда же во градех и селех не-правда умножися, и восхищения и обиды, татьбы и разбои умножишася, и буйства и грабле-ния многа". От такого бесчеловечного правления были "слезы и рыдание, и вопль мног по всей Русской земле".
Все это возбудило в преподобном Максиме ревность, и он, пренебрегая всеми, могущими произойти собственно для него опасностями, решил изобразить аллегорически, состояние Русского Царства того времени, следующею притчею: "Шел я по трудному и скорбному пути, и увидел жену, сидящую при пути с поникшею головою, горько сетующую и неутешно пла-чущую, одетую в черные ризы, приличные вдовам; вокруг неё было множество зверей: львов, медведей, волков, шакалов. Я ужаснулся при этой странной и нечаянной встрече; однако ж дерзнул приступить к жене с вопросом: кто она, каково её имя, и зачем она сидите при этом пути и плачет? Дивная та жена долго отказывалась отвечать… Наконец, уступив моим прось-бам, она отвечала: "я, о страннике, одна из благородных и славных дочерей Царя Небесного; мое имя Василия, что значит Царство. Я получила это имя от Вышняго в знак того, что вла-деющие мною должны служить крепостию и утверждением для своих подданных, а не причи-ною пагубы и смятения". - На вопросе мой о причине её печали … она отвечала: "не говоря уже о многих других моих безотрадных скорбях, — правящие ныне мною, по великой своей жестокости, нисколько не принимают добрых советов доброжелательствующих им, и по при-чини беспримерного развитая в них страстей, они сделали меня никуда не годною, и обесчес-тили, а себя самих сделали пленниками всех окружающих их. Все сластолюбцы и властолюб-цы стараются подчинить меня себе; но мало таких, которые бы действительно радели обо мне и украшали бы меня, - которые бы достойно Отца моего и царского моего имени устраивали положение живущих на земли людей. Большая же часть … побеждаясь сребролюбием и ли-хоимством, мучат подручных себе всякими истязаниями, денежными взысканиями, принуди-тельными работами по возведению многоценных строений, ни сколько не содействующих к утверждению державы, а служащие лишь для излишнего самоугождения и для удовлетворе-ния желаниям развратной своей души… Дома их – дома беззакония, как устроенные посред-ством несправедливости и насилий, и наполненные всегда всяким лихоимством и безчинием... Они всякими своими неправдами и лихоимством и богомерзкими блужениями, нарушают благочестный покой царский. (т.е. малолетнего царя Иоанна – авт.) Ноги их скоры на про-литие крови, по причине неправеднаго их гнева и зверской ярости... Они не внемлют ни свя-щенническому душеполезному учению, ни советам опытных старцев, ни угрозам боговдохно-венных писаний; ко всему этому они глухи, и как аспиды глухие затыкают себе уши, и преда-лись лишь одним сатанинским играм, всякому объедению и пьянству, и поработились плот-ским страстям. Поэтому они оставлены Богом и преданы во власть лукавых духов, и бесы управляют ими"... Поскорбев обо всем этом, я спросил благородную ту жену: что значит — этот пустынный путь и эти окружающие тебя звери? Она отвечала: Этот пустынный путь есть образ окаянного последнего сего века, как уже лишенного благоверных и мудрых царей, рев-нителей Отца моего небесного"»40.