Итак, состоялась наша поездка на Валаам. Ездили Виталий Дорофеев, его сын Семен и племянница Виктория, Ульяна Зосимова, Михаил Кратюк, и ваш покорный слуга.
Сразу скажу, что после прошлогодней поездки на Соловки Валаам мне показался курортом. Температура все время нашего пребывания стояла в районе 25-30 градусов Цельсия. Дрова были сосновые сухие и отлично горели. Берег озера чистый, покрытый большими или мелкими камнями. Вода в озере хотя и холодновата, но купаться вполне можно было. На Соловках берега Белого моря покрыты гниющими водорослями, вероятно, купаться можно во внутренних озерах, но мысль «где бы погреться?» в ту поездку была доминирующей. На Соловках чувствовалась суровая аскетичность севера. На Валааме мы увидели процветающий монастырь, жизнерадостных монахов, катающихся по острову на автомобилях и мотороллерах, а по озеру – на катерах. Если Соловецкий монастырь строился как крепость, то на Валааме крепости никогда не было. Сама атмосфера острова располагает к гармонии и умиротворению. Думаю, она располагает и к чудесам, во всяком случае, наш маленький отряд удача не покидала на всем протяжении поездки, всякий раз обстоятельства складывались в нашу пользу и все задуманное нам удавалось.
Еще отмечу, что на Соловках местные жители и экскурсионный персонал более доброжелательно настроены к туристам, сама организация экскурсионного бизнеса лучше. Кроме того, на Соловках имеется несколько кафе, работающих до позднего вечера. На Валааме все закрывается в 7 вечера. Все это: продуктовый магазин у входа в монастырь, буфет на пристани, кафе «Трапезная» в монастырском саду (тут торгуют армянки, которые в лучших советских традициях закрывают кафе за полчаса до положенного времени, выгоняя посетителей), монастырская трапезная (комплексный обед 260 руб., также готовят завтраки и ужины, здесь все постное, но делают вкусно).
За разработку маршрута, благодаря чему дорога и в ту в обратную сторону заняла менее суток, стоит сказать отдельное спасибо Ульяне.
Также хочу поблагодарить всех участников поездки за хорошую компанию.
Описание поездки я составил в форме дневника. Разумеется, оно субъективно и пристрастно, дополняйте, если сочтете нужным. Признаю, что текст имеет массу недостатков, но работать над композицией и стилистикой времени не было, так что такая вот сырая глыба. Хотелось рассказать еще много о чем, но если бы я не опустил ряд эпизодов и деталей отчет вышел бы раза в два, а то и три больше. На случай если кто еще соберется туда поехать, в отчете включил по максимуму соответствующую инфу, в частности по ценам.
19 июля
Мы благополучно встретились на Ленинградском вокзале и сели в поезд.
20 июля
Поезд прибыл в Питер в 5 утра. Метро в северной столице открывается в 5:45 поэтому нам пришлось некоторое время подождать у закрытых дверей. Добравшись на метро до станции Девяткино, мы погрузились на заранее заказанный микроавтобус-такси, который нас за 4 тыс. доставил в Приозерск на причал. Дорога заняла около двух часов, запомнился мост через бурную и порожистую Вуоксу, по которой часто сплавляются рафтеры.
В Приозерске мы оказались перед выбором сесть на теплоход «Валаам», который идет до острова 3 часа, но отходит в 9:30 (цена билета 800 р.), либо сесть на метеор («Игумен Назарий» кажется), который проходит тот же путь за час, но отходит в 11:00 (билет стоит 900р.) Хотя в расположенном на причале подворье монастыря действовала столовая, где за 100 рублей предлагалась уха с бутербродами, а также можно было попить чая с печеньем за пожертвования, мы решили, что торчать на берегу скучно и сели на теплоход. Он отвалил от пирса на полчаса позже положенного времени, так как ожидал группу туристов, так что его отставание от метеора по времени прибытия еще увеличилось.
Пока мы ждали отплытия в носовом салоне, там появился представитель паломнической службы монастыря и начал предлагать к продаже путеводители, компакт-диски и колокольчики. Колокольчики предлагались ручной работы с примесью серебра за 500, 900 и 1500 рублей в зависимости от размера. Звенели они действительно чисто и протяжно.
- А вот есть еще такой золотой колокольчик за 150 рублей, - продавец достал маленький колокольчик желтого металла, - он тоже очень хорошо звенит.
Представитель паломнической службы дернул колокольчиком и тот жалобно и коротко бренькнул. Контраст с красивым протяжным звуком больших колокольчиков был так разителен, что мы засмеялись. Продавец, однако, ничуть не смутившись, продолжил предлагать свой товар. Когда в салон пришли еще люди, он сказал «А теперь для тех, кто еще не слышал, я повторю» и весь рассказ повторился в точности.
На Валааме мы разместились в палаточном лагере. Он находится на берегу бухты за Петровским мысом. Поляна, предназначенная для постановки палаток, обработана от клещей, на ней есть сложенные из камней кострища, деревянные столы и скамейки. Периодически завозят дрова. Стоимость проживания – 150 рублей с человека. Расстояние до монастыря – порядка километра по лесной дороге.
Разбив лагерь и подняв над ним имперский флаг и марковский фаньон, мы отправились в местное экскурсбюро. Оно находится на набережной в старинном здании под одной крышей с краеведческим музеем и сувенирной лавкой. Выбор экскурсий оказался довольно беден, вообще отношение работников было такое, как будто не мы им платили деньги, а они нам. Вообще надо сказать, что на Валааме как будто существует противоречие между неким Управляющим, который стремится содрать как можно больше денег с посетителей острова и рядовым персоналом, которому либо все равно до стремлений управляющего, либо он вообще сочувствует туристам и подсказывает им как можно объегорить Управляющего.
В результате мы записались на следующий день на экскурсию «Новый Иерусалим». Нас также заинтересовала экскурсия на Оборонный остров (так называется один из самых южных островов Валаамского архипелага, на котором располагались финские укрепления), но про нее нам сказали, что надо разговаривать с девушкой Настей, которая будет завтра.
21 июля
С утра отправились на экскурсию в западную часть острова, которая носит название Новый Иерусалим. Чисто условно местным географическим объектам даны имена объектов Святой Земли, озерко носит название Мертвого моря, заболоченный канал называется рекой Иордан, ручей в овраге – потоком Кедрон.
Автобус довез нас вместе с группой паломников из Тюмени, к которой нас присоединили, до Воскресенского скита. К слову говоря, стоимость проезда на автобусе не включалась в стоимость экскурсии и составила 80 рублей. По прибытии экскурсовод объявила нам, что за проезд на автобусе обратно нам придется заплатить еще 50 рублей, так как до этого мы оплатили только дорогу туда. Честно говоря, меня подобным образом не разводили на деньги даже в Кисловодске.
Сама экскурсовод Галина оказалась очень приятной девушкой, которая проникновенно рассказывала о местах, по которым мы шли. Слушать ее было очень интересно, так что я даже не стал обижаться за полтинник, на который меня кинули. Особенностью Воскресенского скита является фарфоровый иконостас, подаренный уральскими мастерами. Скит стоит на берегу обширной бухты, где швартуются круизные лайнеры.
От скита мы прошли на «гору Елеон» и вышли к Гефсиманскому скиту. Несмотря на условность названия, гора Елеон место явно не простое. Говорят, что повышенное содержание железа в габродиабазе, из которого состоит Валаам, обеспечивает циркуляцию подземных токов и энергетическую заряженность этих мест. В интернете я даже наткнулся на упоминание о подводных шаровых молниях в здешних водах. Как бы то ни было, положительный энергетический заряд ощущается на всем острове, а на горе Елеон особенно.
Затем мы вышли на обрывистый берег Конеевской бухты, поразивший нас своей высотой. Скалы в этом месте вздымаются метров на двадцать на озером, подходить к краю было запрещено из-за опасности обвалов (но мы, конечно, это сделали). В бухте находятся садки, где разводят американскую форель.
Затем нас повели к Конеевскому озеру и одноименному скиту. По пути экскурсовод нам рассказала о фауне Валаама: здесь очень много лосей и зайцев совсем нет хищников, не считая рыси, которая зимой приходит по льду с материка. Также на острове долго жил одинокий бобер, которому за его одиночество даже присвоили статус монаха. Но однажды бобер-монах был найден убитым рядом с дубом, который он пытался перегрызть. Такая вот печальная история.
По дороге к Конеевскому скиту мы увидели сосну, которую, видимо, также пытался завалить тот самый бобр. Во всяком случае, ствол ее был аккуратно подгрызен со всех сторон сантиметров на 20. Бывшие в группе тюменских паломников дети так возбудились от этого зрелища, что тут же начали изображать бобров
Потом мы пришли к монастырской ферме, где нас угостили свежим молоком и очень-очень вкусным цветочным чаем.
Чай имеет такой приятный вкус, за счет того, что в нем много лепестков розы. Тут за нами приехал автобус и отвез нас обратно к монастырю. По дороге нам показали монастырские поля, осушением которых занимаются финны. К слову говоря, по дороге к нашему лагерю находится дизельная электростанция, которая, однако, работает в полузамороженном состоянии (видимо солярка дорого обходится). На острове собираются наладить фонарное освещение, и для этого финны тянут по дну Ладоги кабель. Не очень понятно – неужели в России нет соответствующих специалистов?
После обеда я и Семен отправились в экскурсбюро договариваться на счет экскурсии на Оборонный остров и других. Девушка Настя была на месте, но узнав, что мы хотим на Оборонный остров посмотрела на нас как на последних идиотов. Сама экскурсия стоила, по ее словам, порядка полутора сотен рублей, но за корабль, который нас доставит на остров (и обратно, надеюсь) нам придется отдать еще 20 тысяч. На мой вопрос нет ли еще людей, которые тоже едут на Оборонный, чтобы набралась нормальная группа для аренды корабля за разумные деньги в пересчете на человека, она ответила, что за сезон бывает 1-2 группы, которые заказывают экскурсию за несколько месяцев. Путем дальнейших расспросов удалось выяснить, что мы можем нанять и частную лодку и взять экскурсовода; Настя даже порекомендовала нам одного лодочника, но тот просил 500 рублей с носа за час, что было явно дороговато, особенно если учесть что мы собирались полазить по острову. Из прочих экскурсий, как выяснилось, имело смысл брать только посещение Центральной Усадьбы монастыря. Записываться на нее не требовалось, надо было просто подойти к причалу во время прибытия судов с туристами 9:30 и 11:00 и присоединится к одной из групп, оплатив на месте экскурсоводу.
Опечаленные вернулись мы к нашим друзьям. Но, как выяснилось, все сложилось к лучшему, поскольку они за время нашего отсутствия успели познакомиться с послушником монастыря о. Дмитрием, который на следующий день шел с группой экологов (как правильно, отметил один из них – здесь это облагороженное название мусорщика) на Оборонный остров. Туда оказывается можно попасть и пешим путем, но для этого надо пересечь весь остров и преодолеть два пролива, один вброд, другой вплавь.
Остаток дня мы посвятили купанию. Ульяна и Миша купались прямо в Ладоге у нашего лагеря, остальные же отправились на насоветованный нам пляж на Внутреннем озере. Пляж этот находится сразу слева за Владимирским мостом, у дороги ведущий к Скиту всех Святых. Далее от моста у той же дороги есть еще один пляж, он лучше подходит для купания, так как там не ходят лодки. Мы, однако, дошли только до первого пляжа, от нашего лагеря до него оказался почти час ходьбы, так что я подумал, что лучше было искупаться в лагере. Конечно вода во Внутреннем озере несколько потеплее, но это не окупает времени потраченного на дорогу. Внутренне озеро здесь является заливом Ладоги и соединяется с ней протоками и каналами. По каналу под Владимирским мостом то и дело проносились моторные лодки. Один раз на глиссере лихо пролетел монах в черной рясе и радостно помахал людям на пляже руками.
22 июля
Утром встретились у монастыря с экологами и отправились на Оборонный остров. Экологов было четверо: три девушки и парень. Это были студенты-волонтеры, задачей которых был сбор мусора. Уже по дороге к острову студенты начали собирать мусор и ягоды.
Мы им понемногу помогали. Вскоре нас догнал на велосепиде о. Дмитрий. Внутренняя часть Валаам настолько мало посещается людьми, что тут даже почти отсутствовал мусор, зато во множестве были вековые сосны и ягодники.
На подходе к южному берегу острова мы услышали громкий шум. Это бились о прибрежные скалы волны Ладоги. Этот берег Валаама обращен к открытому озеру и волны здесь могут достигать больших размеров.
Тут мы устроили привал. о. Дмитрий угостил на с чаем из своего термоса. Почувствовав знакомый вкус, я сначала решил, что мне мерещится. Я спросил послушника, что за чай он пьет и действительно, оказалось, что это пуэр. Это меня сразу расположило к о. Дмитрию. Все-таки круг любителей пуэра невелик, его и в Москве не просто купить, а человек умудряется его доставать даже здесь.
Немного плутанув о. Дмитрий вывел нас на остров Лиса, с которого ведет брод на Емельянов остров, где расположен Авраамиевский скит. Живущий в этом скиту монах о. Антоний вышел к броду показать нам переправу. Его бородатая фигура в рясе, возвышавшаяся на прибрежных скалах наводила на мысль, что на дворе не XXI, а XII век.
Переправу мы проводили самым аутентичным образом – босиком, держа сапоги в руках. Глубина брода была примерно по колено, но в середине лежали скользкие и острые камни, по ним легко пройти в шлепанцах, но незащищенная ступня начинает скользить и проваливаться в щели. Оступившись здесь я чуть было не совершил незапланированное купание в Ладоге вместе с документами и фотоаппаратом, благо впереди меня шел господин подпрапорщик, о плечо которого я смог опереться
Для переправы на Оборонный остров, его от Емельянова отделяет пролив шириной метров 70, о. Антноний предоставил нам свою старую лодку. На лодке мы перевезли вещи и «неводоплавающую» часть отряда. Остальные же пересекли пролив вплавь. Посреди пролива торчит огромная пологая скала, благодаря которой вплавь приходится преодолевать два небольшие участка воды. Некоторую опасность здесь представляет лишь довольно холодная вода озера, которая может вызвать судороги.
Оборонный остров входил в систему береговых укреплений северного побережья Ладоги, которую выстроили финны в 20-30-е годы и вероятно усилили в 1941-1944 годах. На Оборонном острове мы обнаружили береговую батарею на два 6'' орудия
и башню управления огнем, на верхушке которой располагался дальномер и крупнокалиберный пулемет или мелкокалиберная пушка в броневом колпаке.
Кусок рельса под поворотные ролики колпака, валяется внизу у подножия башни.
Также на острове сохранились два здания казарм,
вырубленные в скалах траншеи и большая яма с двумя бетонными колодцами. Яма производит впечатление недостроенного бункера. Говорят, что остров имеет обширную систему подземных коммуникаций, но все входы в них замурованы. Возможно, мы бы обнаружили замурованные входы на батарее, но из-за отсутствия фонарей нам пришлось бродить по ее казематам, освещая себе путь вспышками фотоаппаратов.
Весь берег острова покрыт колючей проволокой финского производства.
На острове есть причал, около него стояло три или четыре яхты. Кроме нас по острову бродило несколько десятка два туристов с этих яхт. При нас к острову пришла моторная лодка. Вот тебе и "одна-две группы за сезон"! Паломническая служба монастыря своей неуклюжестью вынуждает людей самостоятельно добираться до острова, а сама сидит с двумя группами в год.
Закончив осмотр острова и перекусив мы тронулись в обратный путь. Хотелось бы побольше рассказать о колоритной личности о. Антония, но мой очерк итак сильно вырос. Поэтому упомяну лишь кратко, что увидев, как перегоняя лодку вдоль берега, мы не правильно в ней разместились о. Антоний пообещал потопить ее вместе с нами если мы не пересядем. Как выяснилось потом, он раньше был офицером, командиром разведроты.
Если по пути на Оборонный остров мы могли наслаждаться природой Валаама, то обратно нам пришлось тащить мешки с мусором. К счастью их требовалось донести не до самого монастыря, а лишь до центральной дороги. Но все равно километров пять с тяжелым мешком за плечами пришлось пройти. Думаю, в историю полка это событие войдет под названием Мусорный марш.
Вернувшись в лагерь, мы обнаружили, что наше кострище оккупировано толпой волонтеров. Они тут что-то отмечали, и готовили себе пищу. Волонтеры сожгли все наши дрова и «постреляли» у нас весь чай в пакетиках. Мы же были слишком измучены дорогой, чтобы противостоять этой вероломной агрессии К счастью, о. Дмитрий (он прибыл сюда до нас на велосипеде) пожарил на костре на решетке форель и угостил ей нас. Ночи на Валааме в это время практически белые, настоящая темнота, кажется, здесь даже не наступает. Около двенадцати волонтеры ушли и мы смогли спокойно посидеть. Легли около двух, но если бы не часы, никто бы из нас не поверил, что уже так поздно.
23 июля
Первую половину дня мы отдыхали после вчерашнего похода и лишь после обеда двинулись в Смоленский скит. Скит этот был построен великим князем Николаем Николаевичем в память о погибших в Первой Мировой войне, поэтому мы решили побывать на этом месте. Миша и Ульяна остались в лагере, так как хотели пойти в монастырь на вечернюю службу.
Путь до монастыря в этот раз выдался тяжелым, тело не хотело идти, на ногах болели мозоли. Путь от лагеря к монастырю идет по небольшим песчаным холмам, поросшим сосновым лесом и усеянными валунами – типичный для Валаама и Прибалтики пейзаж. Мне здесь всегда вспоминалось наше несчастное наступление в Восточной Пруссии в 1914 году…
В общем доплелись мы кое-как до монастыря, а от него до скита еще предстояло пройти километра 3-4… и тут нам повстречался о. Дмитрий. Узнав, куда мы идем, он предложил нам присоединиться к группе, которая ехала в те же места на экскурсию на автобусе. Мы, разумеется, с радостью согласились. Автобус довез нас до скита Всех святых, осмотрев его, мы пошли к Смоленскому скиту. Он находится на полуострове, глубоко вдающемся во Внутреннее озеро, так что по воде путь сюда от Центральной усадьбы намного короче, чем по суше. Храм построен в псковском стиле во время Первой Мировой войны. По замыслу заказавшего постройку Николая Николаевича Романова, в скиту должны были жить 12 монахов, которые бы непрерывно служили поминальную службу по павшим на фронте воинам. Однако строительство скита завершилось лишь в 1917 году и всем стало не до поминовения. Хотя монастырь до 1940 года находился в Финляндии, насколько я понял экскурсовода, замысел великого князя в эти годы выполнен не был.
Храм освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, как традиционной покровительницы русского воинства. Теперь тут служат время от времени, причем поминают погибших во всех войнах, начиная с Первой Мировой. В обуви внутрь почему-то не пускают.
Осмотрев скит, я вышел на причал. Тут отчаливали катера и лодки, рядом любопытные туристки разглядывали выползшую на камень гадюку. Идти назад к Скиту Всех Святых, где нас должен был забрать автобус не хотелось. Эх, вот бы сейчас на катер и к монастырю!
Я уже уходил с пирса, когда ко мне подошел суровый бородатый мужик и спросил:
- Ты один здесь?
- Нет, с группой, - ответил я, подумав, что может быть здесь запрещено находится без группы.
- Сколько вас, четверо? Я сейчас на лодке людей везу к причалу, у меня 4 места есть, поедите?
Нас как раз было четверо, поэтому мы поехали. Мужик этот оказался монастырским банщиком. На своей лодке с электромотором он довез нас и еще нескольких человек до пристани. По пути он показал нам скалу, похожую на сфинкса. Лодка под электромотором шла практически бесшумно, поэтому банщик вытащил песенник и решил доказать нам, что мы не знаем классических русских песен. Но мы не уронили чести мундиров и доказали ему обратное. Сам банщик при этом мог только читать песни по книжке. Так что на причал у монастыря мы сошли как победители.
24 июля
Утром наш маленький отряд снова разделился: Виталий, Семен и Вика отправились на утреннюю службу в монастырь, Миша и Ульяна решили отоспаться, а я решил, наконец, посетить с экскурсией Центральную усадьбу и отправился на причал, где пристроился к группе туристов. Впрочем я успел перед этим заглянуть и на службу послушать очень красивый знаменитый валаамский распев. Изюминка экскурсии по монастырю – посещение хора «Валаам». Хор, к слову, состоит не из монахов, а их приглашенных артистов. Они посредством 15-минутного концерта позволяют туристам познакомится с красотой валаамских распевов. Концерты проходят в надвратной церкви монастыря через каждые 20 минут. Перед концертом собираются пожертвования после них продают диски. Хор поет, бесспорно, красиво, больше всего впечатлил греческий распев. Поэтому, увидев диск с военными и казачьими песнями в исполнении этого хора, я его купил. Однако песни разочаровали – слишком академичная, оперная манера исполнения, никак не вяжущаяся с содержанием.
В последний день нашего пребывания на Валааме нам предстояло почувствовать прелести жизни на острове. Расписание кораблей на этот день, которое должно было появиться накануне после 5 вечера, вывесили только поздно вечером. Мы рассчитывали уплыть в 5 часов на метеоре, который за час доставил бы нас до Приозерска. Однако если еще утром расписание было в силе, то ближе к полудню вышло штормовое предупреждение и рейсы метеоров были отменены. В результате, мы могли уехать только на теплоходе «Валаам» (на котором и прибыли) в 6 вечера. В Приозерск теплоход приходил в 21 час, а в 0:40 из Питера уходил наш поезд на Москву. Все уверяли нас, что по случаю воскресения на въезде в Питер будут пробки и за три часа мы никак не успеем добраться до вокзала. Мы уже порывались сдать билеты, но оказалось, что это возможно только на вокзале.
В таком состоянии неопределенности мы погрузились на теплоход. Оба салона его были забиты и нас отправили на кормовую палубу, где мы уютно разместились между шлюпок и бочек с соляркой и маслом. Несмотря на штормовое предупреждение, ветер оказался не очень сильным, волны были около метра и теплоход немного раскачивало. Небо, однако, оставалось ясным и на кормовой палубе вполне можно было загорать. Тут нас и нашел о. Дмитрий. Он ехал тем же теплоходом на материк в командировку – в миссионерскую поездку по колониям. Сам он принял решение стать монахом, находясь в тюрьме, и теперь пытается привести к Богу других заключенных. Дмитрия укачивало в салоне, и поэтому он пришел на корму, где качка ощущается меньше. С собой у него оказался неизменный термос с пуэром. Также он подарил нам икону и диски с записями хора Валаам. К 9 часам мы благополучно прибыли в Приозерск. Еще на теплоходе Ульяне удалось договориться с одной женщиной, которая везла экскурсионную группу в Питер, что та возьмет нас в свой микроавтобус. Обошлось нам это в символические 200 рублей с человека. К слову говоря, проезд на теплоходе нам вообще ничего не стоил, поскольку про нас, разместившихся на корме, похоже просто забыли, а может не знали, как оприходовать деньги, полученные за проезд на местах, которых нет.
До Питера мы добрались за три часа, пробок почти не было и мы успели попасть на вокзал за 20 минут до отхода нашего поезда. Так счастливо прошел наш путь домой.
Отредактировано Командир (2011-08-04 17:16:11)