Целый ряд авторитетных экспертов в области образования раскритиковали единый государственный экзамен (ЕГЭ) на круглом столе в Санкт-Петербурге в пресс-центре информационного агентства Росбалт. Специалисты считают, что уровень школьных знаний по истории снижается, и в числе причин назвали именно использование ЕГЭ.
Доктор социологических наук, профессор Валерий Зарубин сказал, что преподавание истории в школе нацелено на «натаскивание» на сдачу ЕГЭ. Профессор, рассказывая о том, как старшеклассники изучают историю, сообщил, что «их интересует только та историческая информация, которая поможет им сдать ЕГЭ.
Им не нужны учебники – им нужны хендбуки, наподобие учебников по ПДД (правилам дорожного движения. – Прим. VNAHABINO.ru), в которых содержались бы одни только факты».
В свою очередь, зампредседателя предметной комиссии Регионального центра оценки качества образования Людмила Искровская полагает, что «ЕГЭ не должен быть единственной формой аттестации: должны быть и другие формы, компенсирующие недостатки ЕГЭ. Должны быть такие формы аттестации, которые позволяли бы выявлять нравственную составляющую преподавания истории». Заслуженный учитель России Юрий Рябов по поводу ЕГЭ высказался следующим образом: «Я считаю, что мы ввели ЕГЭ не от большого ума. Мы не учли тот факт, что наш менталитет отличается от европейского», – передает «Русская Линия».
VNAHABINO.RU внимательно следит за комплексом вопросов, связанных с ЕГЭ: наш портал неоднократно публиковал на своих страницах комментарии на сей счет крупных экспертов в области образования. Большинство из них приводило множество аргументов, ставящих под сомнение целесообразность такой процедуры оценки знаний, как ЕГЭ. Они обращали внимание и на техническую сторону вопроса, и на социальные последствия использования ЕГЭ, и на то, как сказывается это нововведение на качестве образования. Часто можно было услышать мнение, что ЕГЭ нужно либо отменять, либо сделать добровольным.
ЕГЭ критикуют и многие учителя, которые подчеркивают, что тестовый характер экзаменационных заданий подталкивает школьника к механическому заучиванию материала без понимания его сути. Школа же, по мнению многих педагогов, должна учить ребенка мыслить, повышая его интеллектуальный и творческий потенциал, а не превращать в бездумный автомат. Но, тем не менее, ЕГЭ остается обязательным экзаменом, и в этом году в период с 26 мая по 19 июня все российские выпускники будут сдавать единый государственный экзамен.
О том, как отражается использование ЕГЭ на качестве школьных знаний, рассказывает заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин:
– Законопроект о добровольности ЕГЭ, который в прошлом году был внесен мной, зампредом Госдумы Иваном Мельниковым и председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, предполагает полную отмену ЕГЭ по истории, литературе и обществознанию. Материал по этим предметам очень плохо поддается формализации, а ЕГЭ – это тестоподобная система, предполагающая формализацию материала. В лучшем случае, благодаря ЕГЭ по истории можно проверить знание дат или каких-то фактов. Но понимание исторического процесса с помощью ЕГЭ не проверяется никак, так же, как не проверяется и понимание общественного процесса, который изучается в обществознании.
Литераторы, историки, философы, социологи в абсолютном большинстве являются противниками ЕГЭ. Я участвовал в Российском философском конгрессе в Москве, и конгресс был категорически против ЕГЭ. Это было несколько лет назад, но с тех пор ситуация не изменилась.
История, литература, обществознание, помимо учебных задач, выполняют в огромной мере задачи воспитательные. ЕГЭ с этими задачами практически несовместим. Как вы будете проверять с помощью ЕГЭ мировоззренческие ориентации человека, его ценности, патриотизм? ЕГЭ имеет ярко выраженное антивоспитательное значение. Нас учили любить литературу, понимать литературных героев, анализировать ситуации, а ЕГЭ направлен на выявление тех художественных приемов, которые применяет тот или иной писатель или поэт в своем творчестве.
Я читал тесты по ЕГЭ, и вот вам вопрос: «Какой художественный прием применил Сергей Есенин в таких-то строках произведения «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»? Да при чем тут художественные приемы? Разве этому нужно учить ребенка?
Мы, люди, которые внесли законопроект, и не только мы, но и абсолютное большинство представителей интеллигенции являются категорическими противниками применения ЕГЭ в этих предметах. Я зимой участвовал в круглом столе на факультете журналистики МГУ. Там выступали люди совершенно разных политических взглядов, но никто из них ни одного доброго слова в адрес ЕГЭ не сказал. Я это понимаю, потому что ЕГЭ совершенно не развивает тех способностей, которые нужны журналисту. Навыки устной и письменной речи, навыки общения ЕГЭ не развивает никак.
Попытка превратить Россию в огромное «Поле чудес», где все будут угадывать одно из четырех слов, или один из четырех ответов на экзаменах, непременно сделает ее страной дураков.
взято здесь - http://vnahabino.ru/content/view/239/148/