16 мая 1905года,офицерами штаба эскадры Рождественского,и при содействии самого адмирала,находящегося на борту,при равных силах,без боя,японцам был сдан новейший (1902г.постройки)эскадренный миноносец "Бедовый".
Вот материалы судебного разбирательства: "Дело о сдаче японцам миноносца "Бедовый" 1907г."
Здесь он дан без орудия на баковой площадке.(ходовые испытания?)
Сей факт явился для меня весьма неприятным открытием. На общем фоне мужества и героизма проявленного моряками Российского Императорского Флота при Цусимском сражении,расцениваю как измену Присяге и предательство. Тем более,что идущий в паре "Грозный" ,получив приказ уходить во Владивосток на отдалении принял бой с другим миноносцем Микадо ,из которого вышел с победой,изрядно оный потрепав(у того крен на борт вкупе с дифферентом на бак обнажил один из винтов!) так,что тот уклонился из дальнейшего боя.
Видимо боевым кораблём "Грозный" командовал Офицер, а не штабная крыса. Шедший же накануне совместно крйсер " Дмитрий Донской" ,очевидно отставший прикрыть бегство штаба,принял бой,сражаясь как подобает Русским морякам :Крейсер "Дмитрий Донской". 16 мая 1905 года:
"К десяти с половиной часам вечера 14 мая "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" окончательно отстав от крейсерского отряда шел во Владивосток. К нему присоединились "Буйный", "Бедовый" и "Грозный"....
....В четвертом часу дня с крейсера был замечен 5-й боевой отряд японских кораблей (четыре крейсера и четыре миноносца) и уклоняясь от встречи с ними "Донской" повернул на три румба влево. Через полчаса крейсер заметил японский 4 боевой отряд (так же четыре крейсера)который погнался за ним со вторым отрядом миноносцев - истребителей. Вскоре к ним присоединились еще два крейсера - "Отава" и "Ниитака". Общее количество преследовавших составило десять вымпелов.
К началу седьмого часа вечера 15 мая, сблизившись на 50 кабельтовых японцы окружили "Дмитрия Донского" и завязался бой на оба борта. Через час был смертельно ранен командир - кап.1 р. Лебедев и в командование крейсером вступил старший офицер - кап.2 р. Блохин. Ожесточенный бой длился до 9 часов вечера, когда сгустился ночной мрак. Дымовая труба была сбита, тяга упала, и ввиду невозможности достижения Владивостока в данных условиях было принято решение направиться к Дажелету, свезти команду и утопить крейсер. В 9 часов вечера крейсер встал на якорь в одной из бухт на южной части острова и за ночь свезли на берег команду.
К утру 16-го мая крейсер был отведен на полутора - две мили от берега и затоплен на большой глубине, в День кончины князя Дмитрия Донского. Примерные координаты места гибели корабля - 37 град., 30 мин., N., 130 град., 57 мин., Е. Бой крейсера с целым отрядом из десяти вымпелов был последним сражением противоборствующих боевых кораблей на море Русско-японской войны. Всего за время боевых действий на крейсере погибло 4 офицера и 55 нижних чинов своей команды, 22 нижних чина с "Осляби" и 3 нижних чина с "Буйного"."
Моё мнение,если командир отдаёт приказ сдаться,тем более,без боя,тем более при равных силах (корабль противника тоже был миноносцем) он автоматически перестаёт быт командиром и переходит в разряд подлецов-изменников.
Заинтерисовавшись темой нашёл у И. И. Афонина в "НА ПУТИ К ЦУСИМЕ" описание трудностей ввода в строй и похода кораблей эскадры.
(к слову,"Аврора" там тоже была...)