Корнилов, Лавр Георгиевич
1870—1918
Место рождения г.Усть-Каменогорск
Место смерти Екатеринодар
Род войск Инфантерия
Годы службы 1892—1918
Чин Генерал от инфантерии (1917)
Командовал Петроградским В.О.; Юго-Западным Фронтом; Верховный главнокомандующий Русской Армией; Добровольческой Армией
Сражения/войны Русско-японская война, Первая Мировая война, Гражданская война в России
Награды
Ордена Святого Георгия 4-й и 3-й степеней, Георгиевское оружие
Лавр Гео́ргиевич Корни́лов (18 (30) августа 1870, Усть-Каменогорск — 13 апреля 1918, Екатеринодар) — русский военачальник, генерал от инфантерии. Путешественник-исследователь, военный дипломат. Герой Русско-японской и Первой мировой войн. Участник февральской революции, Верховный Главнокомандующий Русской Армии (1917). Участник Гражданской войны, один из организаторов и лидер Белого Движения. Кавалер Орденов Святого Георгия 4-й степени и 3-й степеней, обладатель Георгиевского оружия.
Детство
Лавр Георгиевич Корнилов родился 18 августа 1870 года в Усть-Каменогорске, в семье хорунжего Сибирского казачьего войска Егора (Георгия) Корнилова. Мать — Мария Ивановна, крещеная казашка из кочевого рода с берегов Иртыша. Считается, что предки Корнилова пришли в Сибирь с дружиной Ермака.
переезжает из станицы Каркаралинской Семипалатинской области в Зайсан на границе с Китаем. В 1883 году юный Корнилов был зачислен в Сибирский кадетский корпус в городе Омске.
Несмотря на пробелы в образовании (3 класса приходской школы), трудолюбивый и способный Корнилов очень скоро становится одним из лучших учеников корпуса. Сдав на отлично выпускные экзамены, он получает право выбора военного училища для дальнейшего обучения. Корнилов выбирает престижное Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, куда поступает в августе 1889 года.
Служба в Русской Армии
1889—1892 — учеба в Михайловском артиллерийском училище (Санкт-Петербург). Заканчивает училище по первому разряду и получает назначение в Туркестанскую артиллерийскую бригаду. Помимо службы занимается самообразованием, просвещением солдат, изучает восточные языки.
Академия Генерального штаба
В 1895, блестяще сдав вступительные экзамены, зачислен в слушатели Николаевской академии Генерального штаба(Санкт-Петербург). В 1897, окончив Академию с малой серебряной медалью, штабс-капитан Корнилов отказывается от места в Петербурге и выбирает службу в Туркестанском военном округе.
Экспедиции в Афганистан, Китай (Восточный Туркестан), Персию, Индию и Монголию
С 1898 по 1904 служил в Туркестане помощником старшего адъютанта штаба округа, а затем — штаб-офицером для поручений при штабе. С риском для жизни, переодевшись туркменом, провёл рекогносцировку британской крепости Дейдади в Афганистане. Совершил ряд длительных исследовательских и разведывательных экспедиций в Восточном Туркестане (Кашгарии), Афганистане и Персии. Кроме обязательных для выпускника Генштаба немецкого и французского языков, хорошо овладел английским, персидским и урду.
От Индии Россию отныне стало отделять 150 верст афганских гор… В 90-х годах нами был предпринят ряд рекогносцировок и небольших походов в Памир (наиболее значительный — полковника Ионова). В этих экспедициях впервые проявили себя капитаны Корнилов и Юденич.
— Керсновский А.А. История русской армии, том II, глава XI.. — М.: Голос, 1993. — С. 302. — ISBN 5-7117-0058-8
С ноября 1903 по июнь 1904 находился в Индии с целью «изучения языков и нравов народов Белуджистана», а фактически — для анализа состояния британских колониальных войск. В 1905 его секретный «Отчет о поездке в Индию» был опубликован Генштабом.
Русско-японская война
В июне 1904 подполковник Корнилов был назначен столоначальником Главного штаба в Петербурге, однако вскоре он добился перевода в действующую армию. С сентября 1904 г. по декабрь 1905 занимал должность штаб-офицера, затем — начальника штаба 1-й стрелковой бригады. В феврале 1905 г. во время отступления от Мукдена прикрывал отход армии, находясь с бригадой в арьергарде.
Окруженный японцами в деревне Вазые, штыковой атакой прорвал окружение и вывел бригаду с присоединенными к ней частями на соединение с армией. Награжден многими орденами, в том числе орденом св. Георгия 4-й степени, Георгиевским оружием и произведен в «чин полковника за боевые отличия».
Военный атташе в Китае
Первая мировая война
В 1914 г. Корнилов генерал-майор, начальник 48-й пехотной дивизии.
[править] Австрийский плен и побег
В апреле 1915, прикрывая выход «Стальной» дивизии из окружения в Карпатских горах, генерал Корнилов был дважды ранен и попал в австрийский плен.
Прорыв 48-й дивизии генерала Корнилова позволил 3-й армии избежать полного разгрома. Указом императора Николая II от 28 апреля 1915 года Корнилов был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.
После взятия в плен генерал Корнилов был помещен в лагерь для высших офицеров неподалеку от Вены. Залечив раны, он пытается бежать, но две первые попытки побега закончились неудачей. Корнилов смог бежать из плена в июле 1916 с помощью чеха Франтишека Мрняка, служившего в лагере помощником аптекаря. Бежавшего из австрийского плена генерала принимает сам Николай II, лично вручивший Корнилову орден Святого Георгия 3-й степени. О побеге много пишут русские газеты и журналы.
В сентябре 1916 Корнилов назначается командиром XXV армейского корпуса Особой армии (Юго-Западный фронт).
Февральская революция
2 марта 1917, на первом заседании самопровозглашенного Временного правительства Корнилов был назначен на ключевой пост Главнокомандующего войсками Петроградского военного округа, взамен арестованного генерала С. С. Хабалова.[1] [2]
5 марта Корнилов прибыл в Петроград. По прибытии Корнилов он журналистам, что революция «является верным залогом нашей победы над врагом»[3]. По приказу Временного правительства и военного министра Гучкова Корнилов, как командующий Петроградским ВО, арестовал 8 марта бывшую императрицу и ее семью в Царском Cеле. После ареста императрицы за Корниловым закрепилась репутация революционного генерала. Разрабатывал нереализованный проект создания Петроградского фронта, в состав которого должны были войти войска Финляндии, Кронштадта, побережья, Ревельского укрепленного района и Петроградского гарнизона.
6 апреля 1917 наградил Георгиевским крестом унтер-офицера лейб-гвардии Волынского полка Т. И. Кирпичникова, первым начавшего бунт в своем полку в начале Февральской революции и убившего капитана Лашкевича.[4][5]
В связи с подготовкой летнего наступления на фронте в конце апреля 1917 Корнилова, по его просьбе, с должности командующего Петроградским ВО переводят на Юго-Западный фронт командующим 8-й армией, ударной армии фронта. Ознакомившись с положением на фронте генерал Корнилов первым поднял вопрос об уничтожении солдатских комитетов и запрещении политической агитации в Армии.
На посту командующего армией стал инициатором создания так называемых "ударных частей" и "частей смерти". В ударные отряды собирались добровольцы, желающие воевать до победного конца. Публично создание таких частей объяснялось желанием урепить дисциплину в войсках, создав образцовые части. На деле же выделение из армии самых здоровых ее элементов и сосредотачивание их в особые, отгородившиеся от прочих части, создание разношёрстных новых формирований разрушало существующую структуру армии, ускоряло процесс её развала. На создании ударных частей в послефевральский период наверх выдвинулись многие авантюристы, такие как эсер М. А. Муравьев (впоследствии командующий красным восточным фронтом) и Атаман Семёнов.
19 мая 1917 года Корнилов приказом по 8-ой армии разрешает, по предложению капитана Генерального Штаба Неженцева, сформировать Первый Ударный отряд из добровольцев. За короткий срок трехтысячный отряд был сформирован и 10-го июня генерал Корнилов произвел ему смотр. 11 августа приказом Корнилова отряд был переформирован в Корниловский ударный полк. Форма полка включала в себя букву "К" на погонах, и нарукавный знак с надписью "Корниловцы". Был сформирован также Текинский полк, ставший личной охраной Корнилова. Таким образом Корнилов старался создать свои личные части, насаждая в армии атаманщину.
После неудачного июньского наступления русской армии и Тернопольского прорыва австро-германских войск, Корнилов 8 июля назначается Керенским главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта, вместо генерала А.Е. Гутора.
18 июля Корнилов назначается Верховным главнокомандующим, сменив на этом посту Брусилова, шедшего на поводу у солдатских комитетов, что вело к разложению армии и потере контроля над войсками, которые при малейшем натиске противника, массами покидали позиции и уходили в тыл.
Для восстановления дисциплины в Армии, по требованию ген. Корнилова Временное Правительство вводит смертную казнь. Решительными и суровыми методами, с применением в исключительных случаях расстрелов дезертиров, генерал Корнилов возвращает Армии боеспособность и восстанавливает фронт.
Воспользовавшись своим положением Верховного Главнокомандующего, генерал Корнилов предъявляет Временному Правительству требования, известные как „Корниловская военная программа". В Москве на Государственном Совещании 13-15 августа ген. Корнилов, в своем обширном докладе указал на катострофическое положение на фронте, на губительное действие на солдатские массы законодательных мер, предпринимаемых Временным Правительством, на продолжающуюся разрушительную пропаганду, сеющую в Армии и стране анархию[6].
Корниловское выступление
25 августа 1917 Корнилов, незадолго до этого выступивший на Государственном совещании с требованием «ликвидации анархии в стране», с ведома А. Ф. Керенского отправил на Петроград 3-й кавалерийский корпус под командованием генерала Крымова, чтоб окончательно (после подавления июльского мятежа) покончить с большевиками и взять под контроль ситуацию в столице. В ходе продвижения казаков ген. Крымова на Петроград Керенский неожиданно сменил свою первоначальную позицию и объявил генерала Корнилова мятежником 27 августа. В этот же день Корнилов был смещён с поста Верховного главнокомандующего. Революционные агитаторы, распропагандировав казаков, остановили продвижение 3-го кавалерийского корпуса, после чего Корнилов и его соратники были арестованы Временным правительством, а Крымов застрелился.
2 сентября — ноябрь 1917 — арест и заключение в Могилёве и Быхове.
Белое дело
Добровольческая армия
6 декабря — прибытие в Новочеркасск. Вместе с генералами Алексеевым и Деникиным начал организацию и создание Добровольческой армии. С 25 декабря — командующий Добровольческой армией.
Кубанский («ледяной») поход
«Святейшее из званий», звание «человек», опозорено, как никогда. Опозорен и русский человек — и что бы это было бы, куда бы мы глаза девали, если бы не оказалось «ледяных походов»! Иван Бунин. Окаянные дни.
9 (22) февраля 1918 г. — выступление в Первый кубанский (Ледяной) поход.
Развитие событий на Дону (отсутствие поддержки со стороны казачества, победа советов и гибель атамана Каледина), вынудило Добровольческую армию двинуться в Кубанский край для создания на Кубани базы для дальнейшей борьбы с большевиками.
Ген. Корнилов во время 1-го Кубанского похода
Ген. Корнилов во время 1-го Кубанского похода
«Ледяной поход», проходил в неимоверно тяжелых погодных условиях и в беспрерывных стычках с красноармейскими отрядами. Несмотря на огромное превосходство красных войск, Корнилов успешно вывел Добровольческую армию (около 4 тысяч человек) на соединение с Кубанской Добровольческой армией.
Гибель
31 марта (13 апреля) 1918 — убит при штурме Екатеринодара. «Неприятельская граната, — писал генерал А. И. Деникин, — попала в дом только одна, только в комнату Корнилова, когда он был в ней, и убила только его одного. Мистический покров предвечной тайны покрыл пути и свершения неведомой воли».
Гроб с телом Корнилова был тайно захоронен (причем могилу «сравняли с землей») при отступлении через немецкую колонию Гначбау. На следующий день большевики, занявшие Гначбау, первым делом бросились искать якобы «зарытые кадетами кассы и драгоценности» и случайно отрыли могилу и отвезли тело генерала в Екатеринодар, где после надругательств и глумлений оно было сожжено.
В документе[7] Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков говорилось: «Отдельные увещания из толпы не тревожить умершего человека, ставшего уже безвредным, не помогли; настроение большевицкой толпы повышалось… С трупа была сорвана последняя рубашка, которая раздиралась на части и обрывки разбрасывались кругом… Несколько человек оказались уже на дереве и стали поднимать труп… Но тут же веревка оборвалась, и тело упало на мостовую. Толпа все прибывала, волновалась и шумела… После речи с балкона стали кричать, что труп надо разорвать на клочки… Наконец отдан был приказ увезти труп за город и сжечь его… Труп был уже неузнаваем: он представлял из себя безформенную массу, обезображенную ударами шашек, бросанием на землю… Наконец, тело было привезено на городские бойни, где его сняли с повозки и, обложив соломой, стали жечь в присутствии высших представителей большевистской власти… В один день не удалось окончить этой работы: на следующий день продолжали жечь жалкие останки; жгли и растаптывали ногами».
Библиография
Труды Л. Г. Корнилова
1. Краткий отчет о поездке по Северной Монголии и Западному Китаю. РГВИА, ф. 1396, оп. 6 с, д. 149, л. 39 — 60.
2. Военные реформы Китая и их значение для России. РГВИА, ф. 2000, оп. 1 с, д. 8474.
3. Очерк административного устройства Синь-Цзяна. Сведения касающиеся стран, сопредельных с Туркестанским военным округом (CCCТВО0), 1901, вып. XXVI.
4. Вооруженные силы Китая в Кашгарии. СССТВО, 1902, вып. XXXII — XXXIII.
5. Поездка в Дейдади. Общий очерк. Прибавление к «Сборнику географических, топографических и статистических материалов по Азии» (СМА), 1902, № 6.
6. Сеистанский вопрос. Туркестанские Ведомости, 1902, № 41 (то же. — СССТВО, 1903, вып. XXXIX).
7. Кашгария или Восточный Туркестан. Опыт военно-статистического описания. Ташкент, изд. штаба Туркестанского военного округа, 1903.
8. [Сообщение, сделанное в Военном собрании Туркестанского военного округа 7 марта 1903 г.]Укрепленные пункты в сопредельных с округом областях Китая, Персии и Афганистана. Туркестанские Ведомости, 1903, № 22 (то же. — СССТВО, 1903, вып. XLV, XLVII).
9. Историческая справка по вопросу о границах Хорасана с владениями России и Афганистана. СССТВО, 1904, вып. LX (то же. — СМА, 1905, вып. LXXVIII).
10. Нушки-Сеистанская дорога. Маршрутное описание Нушки-Сеистанской дороги (участок Кала-и-Рабат — Кветта). СМА, 1905, вып. LXXVIII.
11. Отчет о поездке в Индию. Добавление к СМА, 1905, № 8.
12. Вооруженные силы Китая. Иркутск, изд. штаба Иркутского военного округа, 1911.
Литература
1. Басханов М. К. Русские военные востоковеды до 1917 г. Биобиблиографический словарь. М., Восточная литература, 2005, ISBN 5-02-018435-7
2. Басханов М. К. Генерал Лавр Корнилов. — London, Skiff Press, 2000, ISBN 5-94208-001-1
3. Колесников А. А. Русские в Кашгарии (вторая половина XIX — начало XX в.). Миссии, экспедиции, путешествия. Бишкек, Раритет, 2006, ISBN 9967-424-44-3
4. Ушаков А. И., Федюк В. П. Лавр Корнилов. — М.: Молодая гвардия, 2006 (Жизнь замечательных людей) ISBN 5-235-02836-8
5. Корнилов, Лавр Георгиевич на Хроносе
6. Деникин А. И. Очерки русской смуты, в 5-ти тт., Париж, 1921—1923.
* militera.lib.ru
* Москва, «Вагриус», 2002 ISBN 5-264-00809-4
7. Слободин В. П. Белое движение в годы гражданской войны в России (1917—1922 гг.). Учебное пособие. — М.: МЮИ МВД России, 1996.
* http://militera.lib.ru/research/slobodin_vp/index.html
8. Шамбаров В. Е. Белогвардейщина. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
* http://militera.lib.ru/research/shambarov1/index.html
9. М.Абдиров — Генерал Лавр Корнилов. К 85-летию гибели.