Смерть великой княгини Леониды Георгиевны вновь обострила отношения между потомками русских царей
В среду, 2 июня, в Санкт-Петербург из Мадрида прибыл гроб с телом великой княгини Леониды Георгиевны. С 15 до 18:30 он будет выставлен в Петропавловском соборе для церемонии прощания, на которой смогут присутствовать все желающие. По словам директора канцелярии главы Российского императорского дома Александра Закатова, 3 июня, в 10 часов утра начнется литургия. В 12 часов состоится отпевание Леониды Георгиевны, а с 13:30 пройдет церемония захоронения.
Великая княгиня будет похоронена рядом со своим мужем - великим князем Владимиром Кирилловичем, прах которого в 1995 году был перенесен в великокняжескую усыпальницу Петропавловского собора. Как сообщил Александр Закатов, церемония будет торжественной, но скромной — таким было распоряжение великой княгини. На ней смогут присутствовать все желающие. Затем состоится поминальная трапеза. Финансовые издержки церемонии берут на себя родственники и круг близких друзей.
- Мы заранее благодарны всем кто придет почтить память великой княгини, — сказал Александр Закатов. — Но мы обращаем внимание и просим всех не политизировать это событие.
- Я не знаю, о какой политизации идет речь, - сказал корреспонденту «СП» Иван Арцишевский, представитель в России Объединения членов рода Романовых, потомков русских царей.
«СП»: - Иван Сергеевич, а что вы скажете о размахе двухдневных траурных мероприятий в усыпальнице Романовых, в Петропавловской крепости. На фоне венков от высокопоставленных чиновников некоторые поклонники Леониды Георгиевны уже говорят о том, что умерла императрица…
- Семья старается у гроба как можно тактичнее говорить об этом, Леонида Георгиевна была достойным уважаемым членом семьи, но семья не признает за ней или за кем-либо из ныне живущих Романовых возможности носить титул императрицы или императора. Ошибка была заложена, когда Владимир Кириллович женился на Леониде Георгиевне, уже тогда была некая хитрость, поскольку у Леониды Георгиевны это был второй брак, и морганатически она, конечно, уже потеряла все свои права. Он ей эти права вернул. Но в тот момент было огромное количество Романовых, права которых по мужской линии не пресеклись. По законам Российской империи мы прекрасно знаем, что на женскую линию право на престолонаследие переходит только тогда, когда нет равноправной мужской. Ни один нормальный человек на самом деле не будет это все изучать, не будет копаться в законах Российской империи о престолонаследии, и они этим пользуются. Просто умалчивая такие вещи.
«СП»: - Поэтому кому-то и кажется, что это была императрица?
- На самом деле мы прекрасно понимаем, что ее прав Романовы не признают. Со всем уважением к Леониде Георгиевне. У меня лично были замечательные отношения с покойной, я приехал в собор Петропавловской крепости на первую же панихиду, которая была еще 25 мая, помолился за упокой ее души. Когда в моей семье случилась беда, Леонида Георгиевна позвонила мне из Парижа, нашла добрые слова помощи и поддержки, я ей очень за это благодарен. С большим уважением отношусь к этому человеку. Мир ее праху. Но то, что никаких императриц нет, это факт.
«СП»: - А что касается титула, с которым ее провожают в последний путь?
- С некоторым натяжением ее можно назвать великой княгиней. Но не императрицей. Поймите, здесь прервалось все. Права престолонаследия не имеет никто. У всех членов семьи морганатические браки. Все Романовы в этом смысле равноправны. Объединение не планирует выражать официальное соболезнование по поводу кончины Леониды Георгиевны. Ни князь Николай Романович, ни его брат князь Дмитрий Романович не приедут на траурные мероприятия.
«СП»: - Что на самом деле волнует семью Романовых сегодня?
- Есть одна очень волнующая тема. Николай Романович не раз обращался к российскому правительству по поводу захоронения останков наследника и великой княгини Марии. Вот что он написал мне в письме: «И есть еще один вопрос, дорогой Иван Сергеевич, который глубоко волнует меня и всех Романовых нашего Объединения. Конечно же, это вопрос захоронения останков Наследника и В.К. Марии.
Ведь это ужасно, что останки хранятся где-то в ожидании чего-либо. Вы помните, как мы все никогда не сомневались в результатах генетических исследований, проведенных учеными. Тем более сейчас, когда усилиями Евгения Рогова и его американских и английских коллег тот факт, что последние найденные останки принадлежат Алексею и Марии, не вызывает сомнения у ученых. Кроме того, мы полностью доверяем выводам Владимира Соловьева в его искренней и самоотверженной работе. Мы много беседовали с ним об этом деле, и я знаю, что там все хорошо доказано. Очень надеюсь, что и позиция Русской Православной Церкви смягчится под натиском научных фактов.
Вопрос о воссоединении детей с Семьей в Екатерининском приделе Петропавловского собора имеет и другой, на мой взгляд, важный для современной России, аспект. Действительно, расстрел Царской Семьи явился началом страшного этапа русской истории – миллионы безвинных людей, так же, как и Царская семья, были расстреляны без суда и следствия. Я не сомневаюсь в том, что история правильно оценит этот трагическую страницу в летописи России. Перезахоронить детей в Петропавловском соборе – это возможность помянуть всех тех несчастных безвинно убиенных людей в страшные годины русского лихолетья. А для наших современников – это возможность проявить свою гражданскую позицию, свою любовь к Отечеству.
Вот, наверное, самая главная проблема, которая волнует сегодня меня и всех членов нашей семьи. Если свершится такое замечательное действо, мы все, кто в состоянии передвигаться, прибудем в Россию для участия в этой церемонии. Пришло время всем нам – и членам Семьи Романовых, и Русской Православной Церкви, и светскому государству Российскому, объединившись всем вместе, осуществить это достойное во всех отношениях дело».
История вопроса
2 марта 1917 года в 15 часов Государь Император Николай II отрекся от престола за себя и за своего сына: «Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу». На следующий день отрекается и Михаил: «...принял я твердое решение в том лишь случае восприять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, через представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые основные законы Государства Российского», – подписано «Михаил»…
Подписал отречение и Великий Князь Кирилл Владимирович: «Относительно прав наших и, в частности, и моего на Престолонаследие... всецело присоединяюсь к тем мыслям, которые выражены в акте отказа Великого Князя Михаила Александровича». Из этого напрямую следует, что без всенародного голосования и Учредительного Собрания, которое установит образ правления, восстановление монархии невозможно. То есть отречение от престола необратимо так же, как, например, принятие монашеского пострига.
И тут возникает история «кирилловичей». Дело в том, что Кирилл Владимирович (двоюродный брат Николая II) в 1906 году, нарушая закон о престолонаследии, женился на своей разведённой и неправославной двоюродной сестре Виктории-Мелите. После этого, по распоряжению Николая II, Кирилла Владимировича уволили со службы, лишили наград, выслали из России и лишили прав на престол вместе с потомками. Впоследствии царь брак признал и разрешил брату вернуться, но о возврате права престолонаследования вопрос даже не вставал. Правда, одно время серьезно обсуждалась законность лишения императором престолонаследников права на престол, но никакого официального решения принято не было.
Обида на царя осталась, и Кирилл Владимирович в 1917 году решительно встает на сторону февральской революции. Сохранилось его выступление в Петроградской газете от 9 марта 1917 года: «Исключительные обстоятельства требуют исключительных методов. Вот почему лишение свободы Николая II и его супруги оправдываются событиями, происходящими в России»... «Гидра деспотизма поражена на века».
Однако прошло 7 лет, и автор этих революционных строк провозгласил себя… императором. 31 августа 1924 года Кирилл Владимирович издает манифест, в котором заявляет, что принимает звание Императора Всероссийского с именем Кирилла Первого. Среди уцелевших Романовых этот шаг понимания не нашел, также как и у иерархов православной церкви. Императрица Мария Федоровна не признала претензий Кирилла: «С твердою надеждой на милость Божию полагаю, что Государь Император будет указан Нашими Основными Законами в союзе с Церковью Православною, совместно с Русским народом». Особенно резко высказывался против самозваного императора бывший Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич «младший». Русская эмиграция, в подавляющем большинстве, тоже не поддержала этот почин.
После смерти Кирилла Владимировича присвоенный титул отошёл его сыну Владимиру Кирилловичу. По примеру отца он вступил в морганатический брак с дочерью князя Мухранского, претендующего на отдалённое родство с грузинскими Багратидами – Леонидой Георгиевной. Она до этого уже была замужем за американским миллионером Самнером Кирби (напомним, что согласно законам Российской Империи наследники теряли свои права, женившись на разведенных). Дочь Леониды Георгиевны от брака с американцем зовут Елена, и про нее стараются не вспоминать.
Сводная сестра Елены – дочь Владимира Кирилловича, Мария Владимировна – в 1976 году вышла замуж за принца Франца-Вильгельма Прусского. Перед венчанием тот принял православие с именем Михаила Павловича. После рождения сына Георгия брак распался. Согласно общему правилу, Георгий причисляется по отцу к династии Гогенцоллернов, а не Романовых, что отмечено во многих династических справочниках, например в «Готском Альманахе» и международном династическом справочнике Burke’s.
По этому поводу все остальные Великие Князья писали: «Имея в виду, что все вопросы династического характера не могут быть решены иначе, чем Великим Русским народом на русской земле, ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧЛЕНОВ РОДА РОМАНОВЫХ считает необходимым напомнить, что осенью 1976 года совместно с браком Ея Светлости Княжны Марии Владимировны, ИХ ВЫСОЧЕСТВА Князья РОМАН ПЕТРОВИЧ, АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, РОСТИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ И ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ подписали следующий Манифест:
Мы, члены Императорской Фамилии, родившиеся до отречения от Престола Императора Николая Второго, протестуем против самовольного поступка Князя Владимира Кирилловича, который присвоил мужу своей дочери Марии Владимировны Принцу Францу-Вильгельму Прусскому, незаконный титул Русского Великого Князя.
Мы также протестуем против решения Князя Владимира Кирилловича, провозгласившего свою дочь единственной наследницей Престола, предвидя начало новой Династии Гогенцоллерн-Романовых.
Такие намерения мы считаем посягательством на права членов Рода Романовых, судьбу которых мы обязаны оберегать.
Объединение членов рода Романовых заявляет, что счастливое событие в Королевском Прусском Доме не касается Объединения членов рода Романовых, так как новорожденный Принц НЕ принадлежит ни к ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИЙСКОЙ ФАМИЛИИ, ни к ДОМУ РОМАНОВЫХ».
В наши дни Мария Владимирова, которая и де факто и де юре является членом Объединения, называет себя блюстительницей престола и «Главой Дома Романовых», раздает дворянские титулы и самопальные награды (Привилегию раздавать звания и государственные награды имеют во всем мире только правящие монархи). Руками депутатов Государственной Думы «пробивается» некий особый статус для так называемого «Дома Романовых», предполагающий охрану, недвижимость, транспорт и т.д.
Димитрий Романович летом 2009 года в своем обращении к Российским СМИ написал:
«Во-первых: Я хотел бы отметить это еще раз, так же, как многократно это констатировалось ранее, что называть Марию Владимировну Великой княгиней неверно. Последней Великой Княгиней Императорской Фамилии была, безусловно, сестра убитого Царя Николая II, Ольга Александровна, скончавшаяся в Канаде в 1960 году. Сегодня все ныне живущие члены Императорской Фамилии носят титулы Князей и Княгинь.
Во-вторых: Как по праву, так и по признанию всех остальных членов Императорской Фамилии, главой Семьи является мой старший брат Николай Романович. Как многократно констатировалось ранее, тот факт, что Мария Владимировна именуется Главой Императорского Дома, является введением в заблуждение…
…Я бы хотел обратиться к встрече, имевшей место в Париже в 1992 году, в которой принимали участие все старшие потомки по мужской линии Дома Романовых. На этой встрече мы пришли к соглашению, что, учитывая исторические особенности, никто из членов Семьи не будет выдвигать требований никакого рода и не будет рассчитывать ни на какую форму привилегий. Без исключений. Напротив, мы решили стремиться быть полезными нашей стране. Именно тогда и именно по этой причине было решено создать Фонд «Романовы для России»».
И.С.Арцишевский
http://svpressa.ru/society/article/25907/