В начале ХХ века, в преддверии грядущей схватки за передел мира, во многих странах получили развитие идеи военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки подрастающего поколения. В Российской Империи одним из первых городов, начавших обучать детей военному делу, стал Харьков.
По Европе триумфальным маршем шествовало движение бойскаутов, созданное ровно сто лет назад инспектором кавалерии колониальных войск Великобритании Робертом Баден-Пауэлом. В Японии возрождались и прививались молодежи традиции самураев. В Чехии и Польше юные «соколы» закаляли тело и душу для будущей борьбы за национальную независимость. Многочисленные попытки создания военно-спортивных и патриотических молодежных движений предпринимались и в России. Параллельно с «импортным» скаутингом, хорошо прижившимся в русской молодежной среде, появились организации, в основу которых были положены национальные исторические традиции. Наибольшее распространение получили так называемые «потешные» роты, отряды и дружины, где дети проходили упрощенный курс начальной военной подготовки.
В память царя Петра
Инициатива по их созданию принадлежала лично Государю Императору. 8 января 1908 года Николай дал указание: «Завести в деревнях обучение детей в школах военному строю и гимнастике запасными унтер-офицерами за умеренную плату».
«Потешными» этих детей назвали не случайно. В преддверии 200-летнего юбилей Полтавской битвы как было не вспомнить о легендарных «потешных полках» юного царя Петра, положивших начало Императорской Гвардии.
Первый «потешный отряд» был организован инспектором народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Луцкевичем. В мае 1910 года отряд был с успехом представлен на Высочайшем смотру, после чего подобные отряды стали появляться один за другим. И не только в деревнях, но и в городах. Активное участие в создании этих отрядов приняли воинские части, предоставлявшие «потешным» преподавателей, территорию, материальную и техническую базы. В некоторых случаях «потешные» роты создавались непосредственно при полках. Разумеется, не в приказном порядке, а по личной воле командиров.
Прием в «потешные роты» производился только с согласия родителей детей и подростков. Требований к кандидатам на обучение не предъявлялось почти никаких, за исключением ограничений по здоровью. Поступившие занимались физкультурными упражнениями, строевой подготовкой, учились обращению с оружием, постепенно приучались к воинской дисциплине, военным порядкам и быту. Немалое внимание уделялось и духовно-патриотическому воспитанию. В общем, «потешные» сознательно готовились стать хорошими воинами, достойными защитниками Веры, Царя и Отечества.
Согласно Высочайше утвержденному в 1911 году «Положению о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе», «потешные» отряды было разрешено организовывать органам власти, действующим и отставным генералам и адмиралам, офицерам, добровольным спортивным и пожарным обществам, а также всем благонадежным лицам, как состоящим на государственной службе, так и не состоящим. Накануне Первой мировой войны отряды «потешных» существовали по всей Российской Империи – при полках, учебных заведениях, пожарных командах, железнодорожных учреждениях, общественных организациях… Но это было позже, а в 1910 году эти единичные отряды все еще были в диковинку. В том числе – в Харькове, где «потешная» рота появилась одной из первых в России.
В гостях у «потешных»
Возникла эта рота при одном из стоявших в Харькове полков – 124-м пехотном Воронежском, чей командир, полковник Евгений Васильевич Энвальд был известен своим желанием видеть полк самым лучшим, первым везде и во всем. Точная дата создания «потешной» роты нам неизвестна. Очевидно, это произошло летом 1910 года, вскорости после Высочайшего смотра «потешных» Бахмутского уезда. Первые сведения о харьковских «потешных» появились в газетах уже в сентябре. Так, например, 26 сентября газета «Харьковские губернские ведомости» опубликовала репортаж своего постоянного корреспондента, пишущего под псевдонимом «Фланер», который специально побывал на занятиях и подробно описал как самих «потешных», так и процесс их обучения:
«Когда я и наш сотрудник фотограф подъехали к казармам Воронежского полка, у ворот несколькими группами уже стояли мальчуганы «потешные» в ожидании прибытия обучающих их офицеров. Судя по внешнему виду, по тем разговорам, которые вели между собой мальчики, здесь были представители всех общественных положений, начиная с детей бедняков, кончая детьми зажиточных и интеллигентных семейств. Очевидно великое дело оздоровления подрастающего поколения всюду нашло сочувствие. Между детьми школьного возраста преобладают ученики средних и низших учебных заведений.
В четыре часа прибыли поручик и подпоручик Томме (братья-офицеры — А.Л.), обучающие «потешных». Надо было видеть с каким удовольствием встретили их дети. По команде поручика Томме «потешные» так быстро и умело стали строиться в две шеренги, что, пожалуй, это сделало бы честь и молодым солдатам, прослужившим в строю 2-3 месяца...»
Как видим, на первом этапе существования «потешной» роты харьковские дети занимались почти исключительно строевой подготовкой. Позже, когда движение «потешных» станет популярным, у них появится и собственная форма, и знамена с барабанами, и даже учебные винтовки, для производства которых казна специально выделяла списанные берданки. А пока…
«Длинной извивающейся змеей по двору казармы двинулась потешная рота на поляну, находящуюся за хозяйственными постройками, где под непосредственным руководством самих офицеров мальчуганы проделали гимнастические упражнения (свободные движения), а затем были разбиты на партии по 4-5 человек, для обучения правильной стойке, поворотам и т.д. Каждая такая партия была вручена опытному нижнему чину полка. Во все время занятий ни на одном лице мальчуганов не было замечено ни утомления, ни скуки. Замечательно серьезное отношение к делу самих «потешных» и удивительное их старание выполнить то, что от них требуют обучающие. Получается такое впечатление, точно эти дети вполне понимают всю важность дела, для которого они собрались сюда. Необходимо отметить, что строевые и гимнастические упражнения применяются соответственно возрасту и телосложению «потешных». Поручик Томме положил в основу всего обучения тщательное стремление к тому, чтобы никто из «потешных» не утомлялся выпадающими на его долю упражнениями».
Похоже, появление в Харькове «потешных» было воспринято общественностью неоднозначно. В «либеральных» кругах у армии всегда находилось немало недоброжелателей, любивших по поводу и без критиковать «солдафонщину». Очевидно, и в этот раз не обошлось без критики нововведения в Воронежском полку. Ибо, судя по тону и содержанию репортажа Фланера, одной из его целей было, выражаясь современным языком, «пропиарить» роту «потешных», или сделать ей рекламу.
«Наблюдая за ходом занятий невольно приходилось удивляться как знанию дела гг. Томме, так и умению их заинтересовать своих маленьких учеников. При наличности таких условий, можно надеяться, что успех обучения «потешных» вполне обеспечен, это вероятно видят и сами родители, присутствующие на занятиях».
Это замечание, по-видимому, было призвано развеять сомнения тех родителей, которые опасались отдавать своих детей в обучение военным. Занятия не только не вредны, но и полезны – заверял корреспондент:
«Между прочим, я обратил внимание на одного «потешного», чрезмерно полного мальчика, маленького роста и с искривленными внутрь ногами.
— Этому мальчику 15 лет, - сказал мне поручик Томме, - он страдает одышкой, но вот уже после нескольких дней упражнений гимнастикой и строем, замечается перемена к лучшему: дышать он стал свободнее и правильнее ставить ноги. К нему и некоторым другим слабым мальчикам я применяю легкую школьную шведскую гимнастику».
Вывод, которым Фланер завершал свой репортаж, еще более убеждает в мысли о том, что репортаж этот писался как ответ скептикам и злопыхателям:
«Я думаю, что те родители, которые видели занятия «потешных» Воронежского полка, вынесли, так же, как и я, убеждение, что на площадке за казармами не поощряется детская забава, игра в солдатики, а творится большое дело – оздоровление их детей, оздоровление России, словом, большое государственное дело».
В сентябре 1910 в «потешной» роте Воронежского полка занимались около 120 детей. И число их постоянно увеличивалось. Сколько всего юных харьковчан успел обучить братья-офицеры Томме – точно неизвестно. С началом Первой мировой войны деятельность «потешных» рот была приостановлена. Как оказалось, навсегда…
В средних учебных заведениях в годы войны начали преподавать военную подготовку. Широкую популярность в России завоевало движение бойскаутов. В советское время пионеры и октябрята переняли многие традиции русских военно-спортивных молодежных движений. Было среди этих традиций и наследие «потешных»…
P.S.
Виктора Эдуардовича Томме, того самого поручика-преподавателя, впереди ожидала громкая слава. Правда, много лет спустя и не в Харькове. Интереснейшая судьба этого человека заслуживает отдельного рассказа…
Артем Левченко, «Вечерний Харьков»
источник - http://vecherniy.kharkov.ua/news/17612