Царь-Танк
1915 год. Европа захлебывается в крови Первой мировой войны. Российские войска надолго увязли на позициях. Все это грозит Российской империи экономическим кризисом и массовыми восстаниями. В этой ситуации русской армии требуется решительный рывок! Но для этого необходимы новые идеи ведения боевых действий, только это поможет одержать верх над противником. И такая идея действительно находится!
картинка
Инженер Николай Лебеденко предлагает проект нового, абсолютно неслыханного оружия — гигантского, в пять этажей, танка-крепости. Лебеденко обещает быстро создать и вывести этого монстра на поля сражений! Как следует из документов, инженер добивается невероятного — личной аудиенции и поддержки императора Николая II. Лебеденко получает огромные государственные средства. За полгода он запускает в работу проект своего уникального танка. Но далее происходят совершенно необъяснимые события…
Первый русский танк, который должен был повлиять на весь ход войны, так и не появился на полях сражений! Дальнейшее известно — затянувшаяся война приводит к уничтожающим страну революциям.
«Вездеход» и «Нетопырь»
У Милеанта нашлось несколько проектов, но сам он не был от них в восторге. Так и сказал золотопогонным визитерам. Тем не менее, отечественное танкостроение именно в этот момент сдвинулось с мертвой точки.
картинка
В августе 1914 года в Ставку Верховного главнокомандующего принес свой проект изобретатель Александр Пороховщиков. Его бронемашина называлась «Вездеход», была достаточно легкой (максимум 4 тонны), скоростной и даже понравилась самому главкому. Напрасно Милеант пытался довести до сведения Ставки, что «машина сия, судя по разработкам, сможет ходко двигаться лишь по ровной и твердой дороге, в рыхлом же снегу будет часто застревать и иметь проблемы при выполнении поворотов, кроме того, единственному члену экипажа будет затруднительно в одно и то же время управлять машиной и вести пулеметный огонь». И все же 9960 тысяч рублей военное ведомство выделило Пороховщикову на строительство опытного образца, а местом работы определили рижские казармы ушедшего на фронт Нижегородского пехотного полка.
картинка
Между тем примерно в это же время весьма активную деятельность по проталкиванию своего изобретения начал некто капитан Лебеденко. Имя его кануло в историю, остались только инициалы – Н. Н. Да и личность господина Лебеденко трактуют по-разному: одни официально именуют его начальником опытной лаборатории военного министерства, другие называют исключительно проворным и энергичным дельцом, замыслившим покуситься на деньги из государственной казны по принципу «кому война, а кому мать родна». Когда-то он служил на Кавказе и, видя повозки местных джигитов, арбы с громадными колесами, придумал боевую машину на колесном ходу. Инженером и конструктором Лебеденко был невеликим, но прекрасно знал, что в России многое решают связи, и ими, полезными, стал обзаводиться в первую очередь. Председатель Земского союза князь Львов был личностью весьма влиятельной и свел пробивного капитана с Николаем Егоровичем Жуковским, профессором Императорского технического училища. Неизвестно как, но Лебеденко уговорил-таки «отца русской авиации» помочь ему в детальной технической разработке будущего бронированного колосса. Танк действительно замышлялся невиданных размеров: весом около 45 тонн, с ходовыми колесами диаметром в 9 метров и сам высотой с хрущевскую пятиэтажку. Жуковский дал Лебеденко в помощь двух своих племянников, студентов ИТУ Бориса Стечкина и Александра Микулина, и собственноручно рассчитал на прочность колеса с тангенциальными спицами. Все остальные расчеты произвели бравые студенты в частной лаборатории господина Лебеденко, и к началу 1915 года был готов и инженерный проект, и деревянная модель танка, который Стечкин с Микулиным прозвали «Нетопырем», потому что по своей конфигурации он напоминал висящую вниз головой летучую мышь. Лебеденко пошел дальше и стал величать свое детище не иначе как «Царь-танк». С этими достижениями капитан-изобретатель ринулся на штурм Зимнего дворца, где восседал государь-император.
картинка
Князь Львов через посредничество военного министра организовал для Лебеденко аудиенцию у царя. Николай II был в восторге! Ему понравилось всё: и деревянный вариант «Царь-танка» с описанием его гигантских размеров и небывалых для того времени тактико-технических характеристик, и красноречие изобретателя, с безапелляционностью бывалого рекламщика заявившего, что при помощи такой бронированной машины «в одну ночь будет прорван весь германский фронт, и Россия выиграет войну...».
картинка
"Царь-танк", как назвал это изделие сам Лебеденко (бытовало, правда, и другое — "Мастодонт"), больше всего походил на гигантский орудийный лафет, хвостовая станина которого опиралась на маленькую (в человеческий рост) направляющую тележку. Вооружение составляли два орудия и пулеметы. В процессе проектирования Б. Стечкину и А. Микулину удалось воплотить ряд блестящих технических решений. Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Жуковский лично рассчитал на прочность колесо с тангенциальными спицами. Каждое из этих ходовых колес должен был вращать свой мотор "Майбах" мощностью 240 л.с. — два двигателя удалось снять неповрежденными с подбитого "Цеппелина". Придававший машине устойчивость хвостовой каток меньшего диаметра был поворотным.
картинка
1 – ходовое (ведущее) колесо, 2 – ступица, 3 – ось ходовых колес, 4 – рубка управления орудийным спонсоном левого борта, 5 – орудийный спонсон правого борта, 6 – цепной привод управления орудийным спонсоном, 7 – верхняя пулеметная башня, 8 – нижняя пулеметная башня, 9 – броневой капонир входного лаза, 10 – входная дверь, 11 – хвостовая станина, 12 – ходовая рубка (пост управления), 13 – верхний люк, 14 – каток хвостовой направляющей тележки, 15 – несущая рама, 16 – поворотная ось, 17 – шток пружинной рессоры, 18 – пружинная рессора. Буквами обозначены элементы привода: А – тавровый обод ведущего колеса, Б – приводные (автомобильные) колеса, В – коническая шестеренчатая пара, Г – фрикцион, Д – двигатель "Майбах".
Надо сказать, что инженерная мысль капитана Лебеденко попала в струю: русской армии был необходим прежде всего позиционный танк, наводящий ужас на противника, сметающий своей мощью все оборонительные сооружения и для пущей острастки постреливающий из пушек и пулеметов. «Царь-танк», вроде бы, был на это способен, поэтому в лесу под Дмитровом, в районе деревни Орудьево, был срочно оборудован первый в России танковый полигон.
Высокий земляной вал, деревянный частокол и солдаты-часовые обеспечивали Лебеденко и его команде режим полной секретности. Так же скрытно к полигону доставляли отдельные секции «Царь-танка», отлитые и склепанные в Хамовниках, чтобы впоследствии они были соединены болтами в единое целое устрашающих размеров. Сборка прошла в достаточно сжатые сроки – на все про все ушло меньше месяца.
И вот в августе 1915 года местные селяне стали истово креститься, узрев возвышающуюся над деревьями башню танка с двумя нацеленными, казалось бы, прямо на них 37-миллиметровыми пушками и двумя пулеметами Максима калибра 7,62. Просто страх Божий, а не машина!
картинка
Сборка деталей корпуса осуществлялась в манеже у Хамовнических казарм, а изготовление ходовых колес — недалеко от Дмитрова. Работа над танком затянулась, и лишь в августе 1917 года он в большой тайне был собран на опушке леса вблизи города Дмитрова.
картинка
Саша Микулин занял место механика-водителя, Боря Стечкин запустил двигатели, и танк, рыкнув трофейными моторами «Майбах», снятыми с подбитого немецкого дирижабля, одним легким движением сломал сразу две березы. В ответ загремели овации полководцев. Лебеденко удовлетворенно улыбался, но тут бревенчатый настил, на котором монтировался танк, закончился, и девятиметровые колеса коснулись русской земли. А вот она бронегиганта категорически не приняла: третье, заднее, колесо немедленно увязло в почве, и танк элементарно забуксовал, не в силах сдвинуть с места свои 45 тонн. Напрасно надрывались моторы, их мощности было явно недостаточно, чтобы «Царь-танк» во всей красе продемонстрировал свою несокрушимость. Его вес превысил расчетный в полтора раза, поскольку в производстве был использован более толстый металл. Танк испытаний не прошел. Генералы махнули на капитана и его детище рукой и удалились восвояси, солдаты остались на посту, получив приказ беречь «Царь-танк», как зеницу собственного ока, а Лебеденко отправился в Санкт-Петербург выбивать новые ассигнования на создание более мощных моторов.
картинка
После неудачных испытаний осмелевшие противники "Царь-танка" стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом.
картинка
Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Он справедливо полагал: что большое колесо легче сможет преодолевать препятствия. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолесных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение.
В 1915 году изобретатель Александр Васильев предлагал поставить на гусеничный ход корпуса тяжелых бронеавтомобилей. Но ему было отказано по причине «неприменимости предлагаемого господином Васильевым приспособления (гусеничного хода) для военного ведомства». А утром 15 сентября 1916 года на реке Сомме первые английские танки, ромбовидные бронированные коробки на гусеницах, протаранили оборону немцев и обратили в бегство храбрых обстрелянных парней! И тогда Васильев напишет военному министру: «...прошу расследовать это дело, почему изобретение русское остается без результатов, а точно такое, у иностранцев, производит сенсацию».
Что же касается «Царь-танка» капитана Лебеденко, то у него тоже был английский аналог. В январе 1915 года в Британское адмиралтейство поступил проект «сухопутного крейсера» майора Хетерингтона: масса 300 тонн, длина 30 метров, высота – 14, диаметр колес – 12 метров! И если «Царь-танк» удалось хотя бы построить и испытать, то англичане даже не набрались смелости, чтобы материализовать свой мега-проект.
Да и вообще сверхтяжелые танки во все времена ни разу (!) в реальных боевых действиях не участвовали, оставаясь своеобразным инженерно-конструкторским полигоном для последующих разработок более легких машин.
Такова бесславная история амбициозного проекта русской инженерной мысли.
Казалось бы, что все, что осталось от небывалого проекта — это остатки земляного вала, который "штурмовал" железный гигант. Однако, как рассказывали старики, еще в 1930-е годы и даже после 1940-х они встречали в лесах какие-то "непонятные куски железа". Тогда-то и возникло название местности — лес Танка. А в 1990-х годах военные поисковики из Москвы обнаружили в лесу старые болты с 4-гранной головкой (возможно, от конструкции танка) и старую берданку.
С 1990 года "Космопоиск" собирал сведения об этом месте. В 2003 году одна из групп Объединения предприняла попытку отыскать и картировать "Валы Царь-танка" (так было решено называть бывший полигон)...
6-8 ноября 2004 года состоялась 220-я экспедиция "Космопоиска в течение 2 дней занимались поисками в районе бывшего полигона. Три поисковые группы с металлоискателями проверили несколько "подозрительных" мест. Помимо старых окопов, капониров, блиндажей, были найдены колеи от массивных колес (расстояние между колеями 7 метров). Самая многообещающая находка — часть металлического цилиндра диаметром 2 метра с круглыми отверстиями. Материал — сталь толщиной 5 мм (из описания танка известно, что броня была противопулевая, что примерно соответствует толщине). Возможное происхождение — срезанная при разборке танка верхняя башня. Для точного ответа на этот вопрос был составлен чертеж цилиндра, осталось найти в архивах точные размеры отдельных деталей бывшего мастодонта. В случае если искомые размеры совпадут, может оказаться, что часть верхней башни — самая большая из сохранившихся деталей легендарного Царь-танка.
а пока можно поставить хотя бы копию этого монстра.