Первый Кубанский – день национальной славы и гордости
…Пройдут года и канут в Лету,
Застынет вакханальный бег,
И подвиг духа, сказку эту
Поймет ничтожный человек…
« Десятилетие протекло с того исторического дня, когда "горсточка" добровольцев, "брошенная всеми... истомленная длительными боями, непогодою, морозами, по-видимому, исчерпала до конца свои силы и возможность борьбы..." – писал генерал Алексеев, – ушла в степи Кубани, начав Ледяной поход...
Перед "горсточкой" поставлен был жизнью выбор. Извечный выбор. Выбор – отсвет того далекого Выбора, когда дьявол "показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне". И, маленькие, решили: идти путем Его. И показали зрителям мира, что есть ценности, которые отдавать нельзя, за которые платят жизнью!.. И вот, "горсточка" сильных духом, большею частью юных, ведомая достойными вождями, не могла склониться, духовно сдаться, – и ушла в ледяные степи, – в неизвестность! – чтобы продолжать бороться, до последнего вздоха, – за Россию. Не за Россию только. Но последнее разве на расстоянии поймется...
В этот день 9/22 февраля русская "горсточка" доблестно показала страстную волю к жертве, к Голгофе – за свободу, за право верить и жить свободно, за право России –быть. Из этого похода возгорелось святое пламя – освобождения.
Этот подвиг – а сколько же их было и сколько отдано жизней! – не увенчался конечной победой... Но зажженное пламя, "светоч", – горит, не угасая... И будет гореть, пока не сожжет всю тьму.
Вот духовный и исторический смысл, неумирающий смысл великого 9/22 февраля 1918 года, – ухода в ледяные степи. Смысл, родившийся из бессмертного Смысла Голгофской Жертвы, родственный самым чудесным мигам истории человеческого мира, тем мигам, когда на весах истории и жизни взвешивались явления двух порядков: тленного, рабства, безволия, бесчестия... – и, с другой стороны, – нетленного, свободы, воли, чести...
Все, кто чувствует себя русским человеком, человеком, а не скотом, – все с нами, все – в неизвестное, где и смерть, и жизнь, но смерть и жизнь – только по нашей воле, но и смерть и жизнь – во-имя! Ни классов, ни сословий, ни пола, ни возраста, ни языка, ни веры... – а все, Россия, – ...во имя России общей!
И.Шмелев. Севр, 22 февраля 1928 г»
Завтра, 23 февраля, многие будут отмечать день защитника Отечества. Но для нас, верных Белой Идее, настоящий день защитника Отечества – сегодня. Потому что сегодня маленькая армия верных долгу и чести людей открыла страницу героической борьбы за спасение Родины от врагов. Настоящие патриоты не покорились и не опустили руки пред тем фактом, что пособники врага узурпировали власть в России. И осознание этого, лишь сплотило Добровольцев, лишь еще более наполнило их сердца горестью за поруганную Родину, и распалило стремление сберечь свою отчизну, не пожалев собственной жизни. И я скажу – 22 февраля – день национально гордости и славы, день своеобразной победы над интернациональным бесчестием. Склоним же головы в знак вечной памяти тех, кто решил защищать свою истерзанную державу до последнего вздоха, связав свою жизнь с Белой праведной борьбой.
Первопоходники.
Есть в мире подвиги,
Как свет лампад:
Первопоходники –
Его хранят!
На белом знамени,
Сквозь бури лет –
Незримым пламенем
Господен свет!
В борьбе, в скитаниях,
Как свет икон –
Лишь в белых армиях
Сияет он!
Н. Снесарева-Казакова
Тяжкие условия, в которых формировалась Армия, между тем, благоприятно повлияли на внутреннее содержание идеи Добровольчества и кадровый состав. Так, большевистские заслоны – фильтровали самых верных, смелых и активных, как будто отсеивая сомневающихся; низкое, чуть не нищенское жалование, принцип добровольного вступления в ряды Армии, равно как и принцип подчинения лучшим из равных, не взирая на чины; осознание факта одиночества в массе смирившихся и струсивших – все это отшлифовало Армию. Все это создало идею Добровольчества, состоявшую в бескорыстном, бесстрашном, самозабвенном служении Родине, в активной борьбе за собственные идеалы. Идею, основанную на том, что благо России ставилось превыше собственного, что только смерть могла освободить добровольца от выполнения своего долга по спасению гибнущей Отчизны. Не случайно ядро ВСЮР составлял позже Добровольческий корпус, а воины первопоходники особенно ценились и как бойцы, и как командиры – для них столь близки были слова генерала Маркова: «…Не будем ничего желать себе - нам ничего не надо, кроме одного: «Да здравствует Россия!»
Всем известна песня из одноименного фильма «Добровольцы». К несчастью, современный обыватель, в массе своей, мало что знает о Добровольческой Армии и Добровольцах. Все как-то привычнее вспомнить про добровольцев БАМа, Беломор-канала и освоения целины, к слову, большое число работавших на этих объектах людей никаких добровольных желаний относительно такой деятельности не высказывали, я имею ввиду заключенных ИТЛ. По фильмам «Чапаев», «Приключения неуловимых мстителей» и иже с ними – в сознании осел образ убежденных, идейных революционеров, добровольцев, сражающихся с офицерьем, предпочитающим пить по кабакам, и страждущим восстановить свои фабрики и заводы.
Какими же на самом деле были добровольцы с обеих сторон, что ими двигало, к чему они стремились, что лежало в основе их добровольного выступления с оружием в руках 90 лет назад?
Сам принцип Белого Добровольчества выкристаллизовывался, сформировался в горниле тяжких испытаний. Именно эти сложные условия и закалили, очистили Белое Добровольчество. Основными, на мой взгляд, стали следующие факторы… 1. Хаос и революционная разруха – что само по себе отвлекало часть людского ресурса на решение индивидуальных, жизненных, шкурных, если позволите, проблем. 2. Наличие более или менее организованной общности тех, кто на прямую нес угрозу жизни (революционные массы, вышедшие на свободу уголовники, сформированная партия большевиков с весьма определенной политикой, целями и способами их достижения)– что рождало в части граждан оппортунистические тенденции, исходящие из власти инстинкта самосохранения. 3. Внешняя фильтрация, осуществляемая большевиками, для недопущения притока сил в области формирования белых армий, что отбивало всякое желание у трусов вступать в Добровольческую армию, и вычленяло людей смелых и верных, пускавшихся в далекий и опасный путь – на Дон. Сюда же следует добавить карательные меры за, хотя бы, подозрение в инакомыслии. 4. Полная дезорганизация общества, утрата им норм морали и права, господство материалистического, животного начала – что опять же отсеивало часть общества в ряды пассивных и/или оппортунистов, в то же время, привлекая в Добровольческую Армию людей, сохранивших отчетливые жизненные ориентиры, принципы, духовные мотивы. 4. Нищенское жалование, отсутствие потенциальной и законной возможности обогатиться в ходе сопротивления (все, что могла дать Армия – винтовку, немного патронов и возможность сражаться за поруганную Родину)– что опять же стимулирует перенос центра тяжести на духовные и нравственные мотивы. Тут стоит добавить и то, что большевики не только исповедовали атеизм, но и уничтожали священнослужителей и храмы, Добровольческая же Армия, воевавшая против них – наоборот защищала православие. Вспоминаются слова Франко, который говорил, что называть войну в Испании гражданской не верно, так как это крестовый поход, война религиозная. 5. Принцип выдвижения не по чину, а по заслугам, принцип равенства офицеров разных чинов в офицерских формированиях.(на должностях рядовых на пример) – что не способствовало притоку в Армию стяжателей и карьеристов. 6. Осознание собственной малочисленности, в противовес огромного количества враждебных сил. Все эти факторы, повлияли на то, что в Добровольцы шли люди чистые, смелые и принципиальные. Сам же принцип добровольчества заключался, таким образом, в бескорыстном, по сути. служении идее, в духе. Замечательно отражают этот принцип слова генерала С.Л. Маркова, сказанные на первом этапе формирования Добровольческой Армии: «Не будем ничего желать себе – нам ничего не надо, кроме одного: «Да здравствует Россия» Безусловно, были и люди, не обладавшие столь высокими моральными качествами, но их, особенно на первом этапе, собственно Добровольчества, было меньшинство.
В противовес тому, красные добровольцы имели другое лицо. Сразу оговорюсь, что среди них были идейные люди, свято верившие в идеи социального равенства, братства и т.д. Но их, сдается, было меньшинство, в процентном соотношении, наверное, сравнимое с количеством «низкоморального элемента» в Добровольческой Армии. Большинство же красных добровольцев было инспирировано на вступление и революционную борьбу известными лозунгами, как-то: «Грабь награбленное», «Кто был никем, тот станет - всем». Это говорит о ярко выраженном принципе красного добровольчества, в основе которого лежало, в первую очередь, желание поживиться, стяжать материальные ценности, удовлетворить честолюбие, т.е. материалистические мотивы (1,2, в случае честолюбия – 3 ступени по Маслоу), что собственно и понятно, так как К.Маркс исповедовал материализм и материалистический подход к истории.
Следует заметить, что как для Добровольцев, так и для красных - общим была жажда мести. Но тут следует отталкиваться от того, что первично, а что вторично, искать причинно-следственную связь. Я полагаю, что желание мести у красных – первично, и искусственно создано умелыми пропагандистами, в отношении же Добровольцев – это ответ на непосредственные ужасные преступления революционных масс, которые были пережиты солдатами и офицерами Белых Армий и их семьями.
В заключении, хочу вспомнить, о малочисленности Добровольческой армии, в сравнении с красными разных толков, и сделать акцент на том, что в Белой Армии качество заменяло количество, и наоборот – в красной – количество – заменяло качество. Так и сейчас – пусть нас мало – не будем бежать за числом. Нам нужны отчетливые люди!
Подготовил Е.Турцев.
http://beloedelo-spb.livejournal.com/89728.html
Отредактировано Юнкеръ Николай (2009-02-23 19:44:28)