Александр Азаренков
Лапти, как часть форменной одежды
+
Приказ РВСР № 628, от 8 апреля 1919 года – стремление ввести в Красной Армии единую форму одежды. Обувь является одним из важных предметов униформы, но, статья касается, сегодня почти забытого, и редко употребляемого объекта, да ещё необычайного изготовления... Распоряжением вводились лапти кожаные. Напомню, что председателем Реввоенсовета Республики был товарищ Троцкий.
"Кожаные лапти [утверждённые Приказом] состояли из ремешков, колец, верха и подошвы с набойками. Верхняя часть лаптей кроилась из одного куска кожи и сшивалась на заднике. По верхнему краю лаптей в прорезанные отверстия продевался сыромятный ремень для стягивания лаптей на ноге. Длина ремешка была не менее 142 см. На каждом лапте по бокам имелось по одному медному кольцу, через которые пропускался ремешок для закрепления лаптя на ноге".
("Иллюстрированное описание обмундирования и знаков различия Красной и Советской Армии (1918-1945 гг.).
Артиллерийский исторический музей Главного Артиллерийского Управления Министерства Обороны СССР.
Ленинград, 1960 г.).
Кожаные лапти явились официально одобренной военной формой обмундирования, принятой для Красной Армии . Но носились, естественно, сапоги, и ботинки и др., а так же произвольно неуставная обувь. Но вот "о лаптях" находятся другие свидетельства. В государственном масштабе, для нужд армии, изготовлялись равным образом и другие виды такой форменной обуви – лыковые лапти. "Чекволап" – Чрезвычайная комиссия по снабжению войск лаптями, так раскрывается акроним. В печатном органе, газете "Известия" Чувашского облисполкома и обкома партии, (№ 21 январь 1921 г.) публикуется постановление: "Для нужд Красной Армии заготовить два миллиона пар лаптей"… "Кустарный отдел облисполкома получил боевое задание: к лаптеплетению привлечь 2642 человека и использовать полностью заготовленные полтора миллиона штук лыка, сдать 600 тысяч пар лаптей". Чуваш или мордвин В. И. Чепаев (Чапаев), верно, был бы рад такому подарку тыла?
Лапти у чувашского народа, отличались от русских, особым способом плетения и как пишут "своим изяществом, строгостью формы" . Для нужд армии, мне думается, заготовлялись лапти, плетенные из вязового лыка, так как в сухую погоду они долго не изнашивались. Лыко чуваши употребляли более узкой резки. "Веревки сплетали из льноволокна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки (каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным вырезом углов и снятием кромки". Лапти носили вместе с портянками или онучами. Первые использовались в летнее время; ткали их на кустарных станках из конопляной нити, а онучи - из шерстяной (А.И. Терентьев, Чебоксары и Чебоксарцы, "Записки краеведа").
У краеведов другого региона (пензенский сайт) читаем: "Пензенские лапти с толстой пяткой, прославившие наш край в годы гражданской войны, ибо заказывали их для снаряжения бойцов Красной Армии". Далее, "Южноуральская панорама" сообщает о лаптях: "Плелись они из цветочного лыка, а для крепости кожаный ремень пропускали… Во время гражданской войны многие части Красной Армии, как и Белой, были обуты в лапти".
Это важное сообщение, так как в советских изданиях, да и сегодня ещё, можно вычитать, что белая Армия "одетая с иголочки" воевала против бедной, Красной рабоче-крестьянской.
Но вот, что пишет Атаман, Генерал-от-Кавалерии, П. Н. Краснов, в своих воспоминаниях "Всевеликое Войско Донское", Глава 7:
"Казаки в бою действовали великолепно, с громадным мужеством и искусством. Младшие офицеры были хороши, но в сотенных и полковых командирах ощущался большой недостаток. Пережившие за время революции слишком много оскорблений и унижений старшие начальники недоверчиво относились к казачьему движению, и первое время прятались по станицам и в Новочеркасске, избегая идти на фронт.
Одеты казаки были в свое полувоенное платье, многие по форме и по летнему времени достаточно хорошо. Недоставало только сапог. До 30 процентов вместо сапог имело опорки, лапти, а многие и вовсе были босиком. Почти все носили погоны. Если у кого не было погон, то не потому, что он их не признавал, а потому, что у него их не имелось и негде было достать, но при первом же случае он их добывал и с гордостью надевал на себя. Офицеры за редким исключением были в погонах. Все имели на фуражках или папахах белую полоску для отличия в рукопашном бою от красной гвардии".
Вот свидетельствует Уильямсон в своих записках, которые он вёл по горячим следам событий: "Войска, которые я увидел в Борисоглебске, только вчера участвовали в бою и были плохо оснащены. Только 20 процентов были обуты в сапоги… Сквозь обветшалые мундиры можно было разглядеть колени и локти. Гимнастёрки выгорели и износились, а у многих вообще не было гимнастёрок…"
Как мы видим из вышеприведенных выписок и документов – в Белых Армиях снабжение войск обувью желало быть лучше. Память, возможно, мне изменяет, но кажется о лаптях, что приходилось иногда носить офицерам, писала когда-то Надежда Тэффи, сестра генерала Лохвицкого и любимая когда-то писательница, императорской семьи. Офицер-дроздовец Всеволод Кривошеин, будущий Архиепископ Брюссельский и Бельгийский – Василий, также отмечал, в какое рваньё были обуты Добровольцы.
Что бы у читателя не создалось впечатления, что я выдаю повествование о сказаниях вымышленных, или о вымышленном, дескать, белогвардейцы ходили все в лаптях – о том нет и речи… Просто, на каком-то этапе, на каком-то отрезке времени, такое было и это не должно ускользать от нашего внимания, если занимаемся своей Историей. Фронтовикам время от времени удавалось воспользоваться военной добычей, но как говорилось: жизнь лучше, но короче. А поручик Кривошеин , сын б. Министра Земледелия и Землеустройства, А. В. Кривошеина, который возглавлял Правительство Юга России Врангеля, в Крыму, и его отмороженные ноги – (не в чем было ходить Белому офицеру!) – являются неоспоримым фактом. Развалившиеся сапоги в Добрармии - было обычным делом.
В статье Юрия Фролова "Золото Колчака…" о событиях на Дальнем Востоке, говорится: "Сибирской армии требовалось оружие, боеприпасы, обмундирование и продовольствие. Вот почему из Владивостока через "Иокогама спеши банк" и "Чосен бенк" переправлялись в зарубежные банки все новые и новые партии золота, платины и драгоценностей. Белое движение в Сибири не испытывало недостатка ни в чем, в то время как в армии генерала Деникина на юге России даже офицеры воевали в лаптях..." Впрочем, здесь акцент делается на хорошее снабжение армии Колчака, что тоже не совсем верно.
Кстати, ещё в Великую войну (1 МВ) обуви для Армии также катастрофически не хватало. В журнале "Сержант" (№№ 3, 12), в статье "Обувь в русской армии и на флоте в 1914-1918 гг.", сообщается, что "…войска плели на отдыхе обычные лапти из лыка, опорки, изготавливали деревянные башмаки и т. п. В тыловых частях и запасных батальонах изготавливали и носили сапоги и ботинки на деревянной подошве"… Лапти же были элементом милицейской формы в Совроссии до января 1922 года.
…Вы, верно, удивились, причитав, о том, что казаки носили лапти… Это как-то не вмещается в установившиеся рамки – шаблоны и штампы крепко проставлены в наших мозгах. Но вот в книге, отпечатанной в 1909 году "Картины былого Тихого Дона" (Жизнь и обычаи донских казаков во время борьбы за Азов) находим такие строки: [казаки] шапки носили из курпея с суконным шлыком. Обувь была разная — были лапти, поршни и сапоги. Донцы говорили "протянки" (портянки). Уважаемый читатель возможно тоже, что-то припомнит о такой военной обуви… Например такое свидетельство: "На ногах у казаков сапоги или катанцы (валенки), что нередко и летом. Немногие носят высокие кожаные калоши с шерстяными чулками" . А лапти оказываются не такими уж "позорными". Что было – то было.
Так что авторам статей и публикаций, которые хотят разжалобить неподготовленного читателя, приукрашивая, то так, то иначе, бедность Красной армии, и показывают козырь – лапти, не стоит этого делать. Если отыскивается, какой либо интересный, увлекательный материал, то не надо преподносить его односторонне. Тем публицистам, играющим "в одни ворота", хотелось бы напомнить из писания:
И зажегши свечу, не ставят ея под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме
(Матфей., гл.5:15).
1. Изготовление лаптей не прекратилось после окончания Гражданской войны. Очагами различной степени растянулось действо ещё не десятилетия. Например только в лагпункте № 2,3 и 6 (Вятское учреждение К-231, работавшее на Оборону) выделка лаптей на 1943 год составила 30 тысяч штук.
2. …Не даром же норман, сын бурнаго моря, хоронил себя в своей неразлучной подруге—лодке; не даром же дети вольных степей, печенег, половец, хоронили с собою своих верных друзей— ретивых коней; не даром же и теперь мордвин, чувашанин, черемис кладут своим покойникам в гроб или трубку с табаком, или качадык с лыками. Печенегу или половцу нельзя было показаться на том свете без своего коня, - мордвину и чувашанину и теперь скучно на том же свете без табаку, или без плетения лаптей (Труворов А. "О санях, употреблявшихся при погребении русских великих князей, царей и цариц", Русская старина, т. 56. - № 12, 1887 г., стр. 836-841).
3.Уильямсон Хадсон "Прощание с Доном" (Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919-1920), М.: "Центрполиграф", 2007 г., стр.103-104.
4.Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий в миру Всеволод Александрович Кривошеин. Выдающийся богослов, патролог, видный церковный деятель. Родился в Петербурге в 1900г., скончался в 1985г в России. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт- Петербурге.
В 1927 году принял монашеский постриг с именем Василий в монастыре Св. Вмч. Пантелеймона на Афоне. Провел на Афоне больше 27 лет.
Зеленин Дм. "У Оренбургских казаков". Отдельные оттиски из вып. LX VII, "Этнограф. Обзор", 1906 г. Библиотека Императорского Российского Исторического Музея.