Когда я слышу такие истории, у меня сжимаются кулаки: мне хочется сделать что-нибудь очень гадкое и грубое людям, облачённым в судебную мантию и наделённым судейской властью, а также людям в погонах, которые придумывают подобные «преступления», чтобы, наверное, подправить себе отчётность и получить какую-нибудь внеочередную премию и поощрение… А история – в следующем.

       Жил-был в Орле филателист, краевед, историк и преподаватель Александр Юрьевич Саран. Причём и преподавателем истории, и краеведом, и филателистом он был одним из лучших в городе. А ещё Александр Юрьевич был заведующим кафедрой в орловском Аграрном университете и готовился защитить докторскую. И вот однажды к нему пришла коллега (тоже, кажется, заведующая кафедрой), которую поймали на взятке правоохранители и предложили «сотрудничать».
         Коллега попросила Александра Юрьевича по-дружески поставить её ближайшему родственнику экзамен. Нашлись, конечно же, и веские причины – болел, не мог прийти и т.д. В общем, как только Александр Юрьевич расписался в зачётке, в кабинет влетели сотрудники из «органов». Здесь же нашлась и помеченная купюра размером в тысячу рублей. На Александра Сарана завели уголовное дело.
        Дела с коррупцией в некоторых вузах Орла действительно плохи: в небольшом городе и так знают, кто берёт взятки, а кто нет. Но про Сарана никто и подумать не мог: по откликам студентов и коллег, он – человек увлечённый, настоящий учёный, а не взяточник. И даже когда студенты хотели ему подсунуть деньги, он – отказывал.
         И потом, ну не смешно ли: взятка за экзамен в тысячу рублей, да ещё и от своей же коллеги – заведующей кафедрой? В «органах» решили, что нисколько не смешно и отправили дело в суд.
Поскольку Александр Юрьевич, в отличие от какого-нибудь насквозь продажного мента (или как по-новому – господина полицейского) дорожит своей репутацией, для него вся эта история с мнимой взяткой была серьёзнейшим ударом.
         Когда-то в начале девяностых краевед Саран изучал «дело краеведов», репрессированных в 1930-е годы. Его спрашивали: не боитесь ли, что и вас когда-нибудь посадят по какой-нибудь надуманной статье?
        Александр Юрьевич был, кстати, составителем сборника «Реквием», посвященного репрессированным орловчанам. А не так давно Александр Саран издал многотомный сборник своих краеведческих, научных работ.
         Пока расследовали «дело» Сарана, орловская интеллигенция подписала несколько обращений, последнее – уже после приговора суда – региональному уполномоченному по правам человека Васютину.
        А судебный приговор был вынесен первого марта, и суд признал Александра Юрьевича виновным, приговорив краеведа к полутора годам колонии общего режима – в посёлке Нарышкино.
В течение десяти дней этот неоправданно строгий приговор можно обжаловать, но как-то уже и не верится, что репрессивная судебная система снизойдёт до гуманизма и здравого смысла.
        Мне не безразлична судьба Александра Сарана: хотя бы потому что он - выпускник того же университета и факультета, где сейчас учусь я, живёт в том же городе, где я жил, и я не верю, что этот порядочный, интеллигентный и талантливый человек – взяточник. А случай, подобный этому, может повториться с каждым из нас – если мы не будем уверены в справедливости и непредвзятости суда, в честности правоохранительных органов, в разумности государственной системы, наконец.

         p.s. А несколько лет назад вот также подставили и посадили учителя из моей школы – тоже талантливого, увлечённого человека, который вёл свой школьный кружок и был весьма популярен среди подростков… О, несчастный Орёл и орловчане…

http://kondratenk.livejournal.com/45169.html#cutid1