Александр Азаренков
ПОСЛЕДНИЙ БЕЛОГВАРДЕЕЦ
Из дальнего и ближнего Зарубежья пришло прискорбное известие. В Аргентинской Республике 11-го мая сего года на 105 (сто пятом) году отошёл ко Господу Последний Белый Воин – Владимир Владимирович Шостак. Отпевание и погребение состоялось на погосте Британского кладбища Buenos Aires. На этом кладбище не хоронят католиков, а можно встретить среди намогильных памятников, фамилии известных русских родов: Голицыных, Раевских, Оболенских, Горчаковых, Шаховских, Зубовых, Орловых, Кочубеев… Русь Зарубежная.
Покойный, принадлежал к тому поколению русской молодежи, которое Первая Великая война и окаянные годы русской смуты застали еще сидящими за партой.
Владимир родился 18 сентября 1905 года и как большинство подростков того лихого военного времени мечтал "примерить" военную форму, что вскоре и произошло: со своим другом-гимназистом записывается в партизанское соединение легендарного батьки-атамана Булак-Балаховича.
В рядах Народно-Добровольческой Армии Шостак и провоевал до окончания Гражданской войны на территории Белоруссии. После отступления на запад отряды Булак-Балаховича интернировали в Польше (ноябрь 1920 г.).
Несколько слов о его командире.
Бей-Булак-Балахович Станислав Никодимович (1889 1940) с началом Великой войны поступил во 2-й Лейб-уланский Курляндский Императора Александра II полк.
В конце 1915 года уже офицером был командирован в знаменитый партизанский отряд атамана Л. Пунина. За германскую кампанию был награжден тремя "солдатскими" Георгиевскими крестами и шестью орденами.
В ноябре 1915 года после объявления Ставкой начала "партизанской войны" поручик Пунин сформировал и возглавил конный отряд Особой важности при штабе Северного фронта. Его родная сестра Зинаида, была медсестрой при отряде. В 1917-м вышла замуж за Юзефа Булак-Балаховича, одного из офицеров отряда . Сотник барон фон Унгерн-Штернберг Р. Ф., командовал таи 3-м эскадроном. В отряде было много казаков. На знамени отряда – Мёртвая голова.
Вот откуда знаменитая Адамова голова на нагрудных знаках и кокарде в частях Булак-Балаховича. В 1917 году Станислав сформировал из оставшихся партизан «Отряда Особой важности имени Атамана Пунина» - Лужицкий конный партизанский полк и с частью личного состава ушёл к Юденичу.
«Батька сидел на гарцующем коне в каком-то казацком кафтане, с желтыми отворотами, в большой папахе с желтой же опушкой… среднего роста, сухой и жилистый, с военной выправкой спортсмена или казачьего джигита…» - вспоминает очевидец.
На фронтах Гражданской войны батьке пришлось повоевать в различных воинских формированиях и разных государств (даже у Франко "засветился"). В войсках подчас полярно противоположных и мягко сказать не дружественных по отношению друг к другу. Причём, где бы ни воевал батька, в каких армиях, то всегда начинал с создания партизанских отрядов, что зафиксировано в различных документах. Последняя, крупная должность батьки-атамана – Главнокомандующий всеми вооружёнными силами на территории Белоруссии. А последние чины – генеральские. В 1939-м году начал на территории Польши свою последнюю партизанскую войну против германцев. Погиб при до конца не выясненных обстоятельствах: был застрелен средь бела дня в Варшаве.
Владимир Шестак оканчивает перед войной Uniwersytet Warszawski и успешно защищает диссертацию, получив степень доктора Богословия. В тоже время закончил юридический факультет (в ведении университета состояли еще два учебных заведения). Призывался в армию.
В годы 2-й Мировой войны одно время довелось служить ему в Русской Освободительной Армии и в Первой Русской Национальной Армии (о судьбе которой см. художественный фильм "Ветер с Востока"). Офицер. Армия (500 чел.) ушли в Liechtenstein. Интернированные провели в княжестве Лихтенштейне более года, пока, наконец, Argentina не согласилась принять их в качестве иммигрантов. После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Перон издал указ о приеме в страну 10000 бывших советских граждан. Осенью 1947 года часть чинов РНА отплыли в Буэнос-Айрес.
Реально в Аргентину прибыло от 5.000 до 7.000 человек. Среди прибывших в 1948-1951 годы были не только эмигранты, проживавшие до войны в странах Западной Европы, но также и значительное число бывших советских военнопленных в Германии, не пожелавших вернуться в продолжавшую находиться под коммунизмом Россию, и включившихся в белую эмиграцию. Прибыло также более сотни чинов Русского Корпуса на Балканах и около 250 кадет Императорских и Зарубежных Кадетских Корпусов.
В Аргентине существовали казачьи поселения и были казачьи организации. Издавалась газета "Казачий голос", "Хроника Казачьего Союза".
Игорь Андрушкевич сообщает, что "в Аргентине жили и скончались восемь русских генералов, несколько десятков полковников, около двадцати пажей Его Императорского Величества, около сорока Георгиевских Кавалеров и более двадцати офицеров Русского Императорского Флота". В "Совещение Русских Белых Организаций в Аргентине" к концу ушедшего столетия входили: Казачья Станица, РОВС, Кадетское Объединение, Союз Галлиполийцев, Союз Благоверного Князя Александра Невского (основанного чинами Русского Корпуса), Союз Андреевского Флага, Организация Российских Юных Разведчиков, где, до последних дней своих, трудился и оказывал много помощи Шостак В. В. Субботняя Школа, Гимназия и русский Театр для Детей, летние лагеря – работа в ОРЮР - непочатый край. Но на всё Воля Божия. «…Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти» (Деяния Апостолов. Гл. 1 :7).
»
Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего Владимира, и прости ему вся согрешения
вольная и невольная, и даруй ему Царство Небесное.
Москва, 2010 г.
Азъ
PS
…Позвонили соратники и сообщили ещё одну печальную новость. Скончался Вадим Юрьевич Каульбарс. Вадим был одним из основателей "Добровольческого корпуса" в Москве. Состоял в Русском Обще-Воинском Союзе. В 1996-м году я подал прошение о зачислении меня в Марковский отряд, где Вадим был командиром роты. Меня зачислили во 2-й взвод к прапорщику (на госслужбе - мичман) Баткунову. Чуть позже работали вместе в одном ЧОПе, у метро Аэропорт. Потом жизнь развела нас…
Вадим чрезвычайно много сделал, для того чтобы существовал Мемориал у церкви Всех Святых на Соколе. Не хватит места тут, чтобы описать все его благие Дела для восстановления Исторической России… Ушёл из жизни внезапно - жертвенно сгорел, как свеча, давая свет другим. Почему так рано? Не укладывается в голове. Полон сил и стремлений, как убитый вдруг в бою... Теснее сомкнём наши боевые цепи.
Спи спокойно дорогой барон!
Азъ