Почти каждый полк Русской армии до революции имел свою походную церковь. Она представляла обычную походную палатку со складным иконостасом, престолом, антиминсом и обязательной иконой - покровительницей полка. Зачастую полк получал название от наименования иконы-заступницы (например Преображенский полк).
В 40-х годах 18 века в армии уже были первые деревянные церкви. Первая деревянная церковь была построена в 1748 году для гвардейского Семеновского полка недалеко от его казармы. Это стало возможным благодаря выделению участков для постоянного размещения войсковых частей на окраинах городов. На этих землях возводились казармы, храмы, жилые дома, хозяйственные постройки.
Первая полковая каменная церковь была построена по Высочайшему повелению в 1764 году для Преображенского гвардейского полка. Постройка храмов войсковых частей, согласно имевшейся инструкции возлагалась на состоявшую при Военном Совете комиссию по постройке казарм. Во исполнение предложений комиссии по всей Российской армии развернулось церковное строительство. Для этих целей в 1901 году в военном ведомстве было отпущено 200 тысяч рублей, в 1902-1903 годах, по 450 тысяч. В результате этого в Российской армии в начале 20-го столетия, за несколько лет появилось столько войсковых храмов, сколько не было построено за два предыдущие столетия.
Говоря о полковом или гарнизонном храме как о центре духовного воспитания и религиозного образования военнослужащих, необходимо отметить, что в церквах хранились не только духовные реликвии верующих, но и боевые знамена прославленных частей, оружие и доспехи прославленных военачальников. В церкви Морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цвета были выбиты имена выпускников корпуса, погибших в боях (черные доски) и кораблекрушениях (серые доски), своими подвигами прославившие Родину и Военно-Морской Флот. Естественно кадеты, обучающиеся в корпусе, посещая корпусную церковь и читая имена погибших старших товарищей, проникались торжественным чувством — чувством гордости за принадлежность к славной когорте российских военных моряков, рыцарей долга и чести, славных сынов своей любимой Отчизны. (Подобные традиции возрождаются и в наше время. Например, по благословению прот. Олега Теора в г. Псков в воинском храме Архистратига Михаила находятся мемориальные доски с именами погибших десантников-героев 6-ой роты. )
Особенно сложно было организовать церковное богослужение непосредственно на передовой линии фронта, в этом случае богослужение совершалось священником под открытым небом. Вот как описывает подобное богослужение во время русско-японской войны 16 июля 1905 года полковой священник протоиерей Митрофан Сребрянский: «В 7 вечера я предложил отслужить для полка обедницу, так как завтра в 4 часа утра выступление, предложение всеми принято с большой радостью. Поставили на поле стол, икону, Евангелие и крест, зажгли свечу... Собрались эскадроны, генерал и все офицеры, и при мерцании звезд мы начали богослужение. Прежде всего, я сказал небольшое поучение на Евангелие об укрощении Господом бури на море, увещевая солдат веровать, что Господь и среди военных бурь и сражений и походных трудов с нами; только надо крепко верить и усердно молиться Ему... Пели все солдаты... так было умилительно и внушительно это ночное служение, что слезы сами просились на глаза... пропели царское многолетие, шефу, 51-му полку и всей 2-й бригаде; я обошел ряды воинов, благословляя их крестом и на ходу ободряя словами... а налево от нас ясно слышна канонада. Очевидно, в горах идет сражение; ночью из Янтая туда ушло три тысячи человек пехоты! Кончилась служба, все были довольны». (М. Сребрянский. Дневник полкового священника служащего на Дальнем Востоке. М.1996. с.51).
Среди направлений функционирования полковых церквей особое место отводилось духовно-просветительской деятельности. Необходимость ее проведения вызывалась, прежде всего, недостаточной общей грамотностью солдат молодого пополнения. При гарнизонных храмах во многих войсковых частях открывались и функционировали церковно-приходские школы. Полковыми священниками организовывались воскресные школы для нижних чинов, школы для бедных уличных детей, женские школы. Таким образом, церковные школы при воинских храмах выступали своеобразными центрами религиозно-нравственного просвещения и преподавания основ нравственности и начал общей культуры по всей России.

Источник: http://www.pobeda.ru