7 августа 1803 г. из Кронштадта в первое русское кругосветное плавание вышли два небольших парусных шлюпа - "Надежда" и "Нева". Ими командовали капитан-лейтенанты Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский. 14 ноября корабли впервые вошли в Южное полушарие.
Переход экватора был отпразднован, как этого требовал неписанный морской закон. В честь такого события личный состав кораблей надел парадную форму, были подняты флаги и произведен салют из орудий обоих шлюпов.
Сценарий мог быть разным, но суть сводилась к распределению ролей среди членов команды. В состав труппы, кроме Нептуна, входили его супруга Амфитрида, их сын Тритон, дочь Зыбь, Кощей Бессмертный, звездочет, Муссон, Ураган, Пассат, Смерч, Попутник, Штиль, Шторм, Шквал, ветры О, N, S, W, русалки, водяные, песенники, штурман, вахтенный начальник, судьи, адвокаты, брадобрей, доктор, полиция и медведи.
Все они облачались в одежды, изготовленные из подручных материалов. При этом лица и тела участников разукрашивались сажей, мелом, суриком, охрой. "Нептун" был в огромном парике, с седой бородой и неизменным трезубцем.
Собственно сам ритуал начинался накануне. В ночь перед предстоящим утром перехода экватора на борту судна появлялся посланник Нептуна - Деви Джонс с письмом к командиру. В нем Нептун указывал время, когда он хочет, чтобы судно легло в дрейф или остановилось для принятия его на борт. Появление Деви происходило в темноте, он вылезал из-за борта на носу соответствующе одетым и мокрым. Затем проходил на мостик, где, собственно, и происходил разговор.
Обычно начало обряда назначалось на девять-одиннадцать часов утра после уборки, когда старший офицер разрешал действующим лицам готовиться.
Крещение новичков состояло из намыливания голов новичкам с помощью большой малярной кисти, бритья громадной деревянной бритвой, а затем бросания в "купель", куда их погружали непременно до макушки, чтобы они "хлебнули соленой воды".
Сначала крестили офицеров, а затем остальных членов команды. Если бывалые офицеры могли откупиться посулами чарки Нептуну, то у новичков выбора не было... Купали всех, не раздевая, избежать крещения никто не мог. Прятавшихся новичков отыскивали и под общий смех насильно крестили водой экватора.
Все представление обычно длилось 45-60 минут, после чего боцман представлял пробу обеда команды и в сопровождении своего юнги выносил на шканцы еду с ромом. По случаю перехода через экватор вся команда получала, как дань от командира и бывалых офицеров, по чарке сверх положенной, а Нептун и его свита - по две. День перехода через экватор считался праздничным, работ и учений не производилось.
В честь этого события личный состав кораблей надел парадную форму, были подняты стеньговые флаги и произведен салют из орудий обоих шлюпов. "У р-р-ра!" - гремело над волнами, отсвечивавшими ослепительными солнечными бликами. Затем на флагманском корабле устроили инсценировку: мифический морской царь Нептун, сопровождаемый красочной свитой, состоящей из телохранителей, русалок, чертей и других "придворных", медленно и важно шествовал с бака на шканцы, где была построена команда "Надежды". Дул легкий пассат, и корабли лежали в дрейфе в нескольких метрах друг от друга, чтобы и экипаж "Невы" смог принять участие в торжестве.
Вид Нептуна был грозен, и мало кто из "надеждинцев" узнавал в нем своего квартирмейстера Павла Курганова - длинная лохматая борода из мочала, такие же лохматые брови закрывали почти все лицо. На голых плечах - мантия из старой парусины. В мускулистой правой руке - громадный трезубец, на славу сработанный корабельным кузнецом Михаилом Звягиным.
"Черти" перепачканные камбузной сажей, корчили такие рожи, что все покатывались со смеху. Моряки дергали "нечистую силу" за веревочные хвосты. Шум, крики, хохот раздавались на палубах кораблей.
Важно и невозмутимо Нептун приблизился к офицерам, стоявшим поодаль, и, трижды стукнув трезубцем о палубный настил, спросил: "Кто есть капитан судна сего? Какие люди и куда путь держат? Как осмелились потревожить меня в царствии моем?" Вперед выступил высокий худощавый офицер. Почтительно, но с достоинством поклонился: "Сим судном командую я, флота капитан-лейтенант и кавалер Иван Федоров сын Крузенштерн. Все мы россияне, а путь наш долог и многотруден, потому и просим тебя, грозный владыка морских пучин, даровать нам попутного ветра и ниспослать благополучия в плавании".
Нептун свирепо посмотрел окрест, грохнул трезубцем о палубу и громовым голосом сказал: "Быть по сему!". А затем потребовал от капитана выкуп - бочонок рома для себя и свиты - и приказал всех, кто впервые пересек экватор, подвергнуть морскому крещению.
С веселым смехом и шутками телохранители владыки морского окунули в купели, которые были заранее изготовлены из дерева и запасных парусов, всех участников плавания. Этой процедуре подверглись все без исключения, кроме Крузенштерна и Лисянского, ранее плававших в Южном полушарии на кораблях британского флота.
После этого морской царь поздравил экипажи с благополучным переходом в южные владения его царства, разрешил кораблям следовать далее, пообещав на всем маршруте ниспослать им попутного ветра, и затем величаво удалился.
Этот веселый морской праздник со времени плавания "Надежды" и "Невы" стал в русском флоте традиционным. Но родился он значительно раньше и назывался праздником перехода через экватор......
В честь этого события была Учреждена медаль "За путешествие кругом света".
Учреждена 15 августа 1805 года повелением императора Александра I. Предназначалась для матросов кораблей "Надежда" и "Нева" под командованием И.Ф. Крузинштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803 – 1806 гг., обогнувших земной шар.
(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=102536)
Непонятно, при чем тут РПЦ МП? Печально, что военно-морское командование прогибается........